Илюза Шайхиева
Конспект занятия «Значение воды в жизни людей»
Методическая разработка занятия по теме «Вода в нашей жизни»
Ход занятия
I. Организационный момент, сообщение темы и целей занятия.
II. Введение в тему.
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о значении воды в жизни человека и всего живого на земле, о бережном отношении к водным ресурсам. А сейчас внимательно послушайте сказку (Педагог читает сказку)
Публикация «Конспект занятия „Значение воды в жизни людей“» размещена в разделах
Сказка о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили
Поспорили как-то Вода, Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.
- Я, – сказала Вода, - самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денёк тёплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду тёплым тихим вечером квакают лягушки. Я, главная, я утоляю жажду у всего живого.
-Подумаешь, - засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, - я согреваю всё живое на земле. Лишь коснусь, опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зелёная травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчёлки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики-муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу веточки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, а из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит, и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно было бы на земле, как ночью, а лишь только я появляюсь – и день зарождается.
- А как же я? – сказала почва, - я ведь дом родной и для растений и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, вода, во мне живёшь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых, где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.
- Как же так, - сказала вода, - все считают главными себя. Кто же тогда самый-самый главный?
Задумалось Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили – кто.
Педагог: А вы как считаете, ребята? (Дети отвечают, педагог корректирует ответы).
III. Изучение новой темы.
Педагог: Вода – это жизнь. Люди из покон веков селились в долинах рек. «Уходила вода» - пустели города и деревни.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Педагог. И это действительно так. И я думаю, что вы со мною согласитесь. Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Что не только люди, но и животные, растения пьют воду.
Ребята, вспомните, для чего мы используем воду? (Обсуждение в командах. При опросе используется мячик, с помощью которого определятся очерёдность ответов. При передаче мяча ребята выдвигают свою версию.)
Дети отвечают, педагог корректирует ответы.
• Человек использует воду в домашнем хозяйстве и на производстве. (Поддержания чистоты в домах, на улице).
• По водным путям человек сплавляет лес, передвигается на теплоходах, лодках и кораблях.
• Вода нужна для изготовления бумаги, мыла, хлеба и многого другого.
• Вода находится в атмосфере в виде пара, облаков, туч.
• Вода занимает поверхности земного шара.
• Ни одна промышленность, ни один завод не могут обойтись в своём производстве без воды.
Педагог. А вы знаете, что?
• Человек примерно на 2/3 состоит из воды.
• Без еды человек может прожить около месяца, а без воды не больше 7 дней.
• Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете 100 литров воды. Наполняя ванну 150-200 литров воды.
• Из оставленного крана выливается за 1 час 1000 литров воды.
Педагог. Ребята, посмотрите внимательно на этот красочный плакат. Давайте вместе проследим, какой круговорот проходит вода, поступая в наши квартиры. Домой к людям вода приходит из реки.
Канализационные трубы собирают воду со всех домов и доставляют на очистные сооружения, где её очищают. Очистные сооружения не успевают очищать очень большое количество воды. Поэтому, если воду не беречь, то придётся пить плохо очищенную воду, от которой люди могут заболеть.
Беречь воду – значит беречь жизнь и здоровье, красоту и богатство окружающей природы.
IV. Физкультминутка. Игра «Ручейки»
V. Закрепление изученного материала. Практическая работа. (Предварительно разбить класс на 3 группы).
1. Собрать водяной фильтр (план работы раздать каждой группе).
План работы «Как очистить грязную воду» :
1) Возьми большую пластиковую бутылку с завинчивающейся пробкой. В крышке проделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей (отверстие в крышке заранее проделывается педагогом).
2) Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось всего 4 сантиметра.
3) Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз.
4) На дно горловой части положи слой выты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги.
Проведи опыт: Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Видишь, что полилось из соломки? Совершенно чистая вода.
Но не пей её! Она ещё не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить её от химических примесей, а только от механической грязи.
2. Самостоятельная работа.
Кроссворд «Вода в природе»
8
3 4
11 12
2 10
1 В О Д А 5 В 6 П 7 Р И 9 Р О Д Е
По вертикали:
1. По морю идёт, идёт.
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт.
2. Растёт она вниз головою.
Растёт не летом, а зимою.
А солнце её припечёт –
Заплачет она, потечёт.
3. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
5. Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая?
6. Молодые берёзки –
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц, и звёзды –
В нём всё отражается…
Как это зеркало называется?
7. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём.
8. Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
9. Кто бежит по горным склонам
Тараторя сам с собой,
И в траве густой зелёной
Прячет хвостик голубой.
10. Шириною широко.
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька и солона.
11. Зимнее стекло
Весною потекло.
12. Бел как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
Ребята, а, сколько воды вы тратите в день? Предлагаю вам провести небольшое исследование и подсчитать, сколько на самом деле вы тратите воды за один день.
VI. Домашнее задание. Задание. «Сколько мне нужно воды?»
Педагог раздаёт каждому ученику листовку, в которой приведены сведения о расходе воде в (литрах) повседневной жизни.
Выполнив задание, школьники могут узнать, сколько воды они расходуют в повседневной жизни. Вам надо:
Почистить зубы утром и вечером;
Утром принять душ, а вечером полежать в ванной и сполоснуться под душем;
Шесть раз в день сходить в туалет;
Сделать влажную уборку квартиры;
Постирать бельё в стиральной машине;
Помыть посуду в течение 10 минут.
VII. Подведение итогов.
Педагог. Хотя человек на Земле самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязнённые водоёмы, гибель многих животных и птиц, редких видов растений. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля. Чистый воздух и вода – наши лучшие друзья! Мы должны их сохранить, а иначе нам не жить.