Юлия Ефремова
Значение воображения для учебной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Уже в раннем возрасте у многих детей обнаруживается довольно богатая фантазия. Начало её открытого проявления в словах, действиях и поступках ребёнка относится к возрасту 2-3 года, до которого ребёнка никто и ничему специально в плане развития его воображения не обучал. У других детей не только в этом возрасте, но и гораздо позднее не удается обнаружить сколько-нибудь богатого воображения, даже если ребёнка специально обучать. (никто до сих пор толком не знает, как можно развивать воображение ребёнка, хотя известно, каким образом можно развивать, например, внимание, память, мышление детей). Из этого следует по меньшей мере два важных вывода:
Публикация «Значение воображения для учебной деятельности детей» размещена в разделах
• Раннее проявление воображения у детей или его отсутствие, а также значительные индивидуальные различия в воображении, обнаруживаемые между детьми уже в раннем возрасте, определённо говорят о том, что воображение, по-видимому, является врождённой психологической функцией.
• Воображение не является приобретаемой функцией, так как оно в его высокоразвитых и достаточно богатых формах не является в результате обучения и воспитания.
К этим выводам можно добавить и жизненные наблюдения, свидетельствующие о том, что одарённость или талант в тех видах деятельности, которые напрямую связаны с воображением, почти никогда не возникают вдруг, со зрелого возраста, и почти всегда в той или иной форме проявляются у людей уже в раннем детстве. Вместе с тем, знакомство с продуктами творческой деятельности, которые появляются на ранних этапах развития соответствующей деятельности человека, и с более поздними, зрелыми продуктами их же, творческой деятельности показывает, что воображение, характерное для зрелого возраста (например, поэта, писателя, художника, намного богаче того воображения, которое проявляется в произведения раннего периода творчества данного человека. Отсюда следует, что за счёт каких-то факторов воображение всё же может развиваться и в самом процессе творческой деятельности.
Что следует понимать под развитием воображения.
Под развитием воображения следует понимать его возможное улучшение и прогрессивное изменение по ряду существенных признаков. Эти признаки следующие:
• Разнообразие фантазии человека. Оно проявляется в том, что каждый раз по одному и тому же поводу человек придумывает нечто новое.
• Оригинальность фантазии человека. Этот признак выражается в том, насколько придуманное данным человеком отличается от того, что приходит в голову другим людям.
Детализированность фантазии. Это – то, насколько проработаны, прописаны в деталях продукты фантазии конкретного человека.
Интеллектуализированность фантазии. О неё можно судить по тем мыслям, которые у других людей вызывают продукты фантазии данного человека: чем больше разнообразных и глубоких мыслей возникает у людей, воспринимающих продукты творчества этого человека, тем выше одухотворённость, то есть интеллектуализированность, его фантазии.
Эмоциональность фантазии. Чем больше разнообразных эмоций, переживаний и чувств вызывают продукты фантазии данного человека у других людей, тем выше её эмоциональный заряд, насыщенность чувствами или просто эмоциональность.
Каковы основные направления развития фантазии.
Есть несколько общих и частных направлений развития фантазии человека. К общим направлениям её развития относятся появление у человека стремления вносить во всё, что он делает, элементы фантазии, творчества, а также стремления делать всё как можно оригинальнее и необычнее. Частные направления развития воображения задаются теми пятью признаками, которые определены выше. Воображение, соответственно, можно развивать по таким признакам (направлениям, как разнообразие, оригинальность, детализированность, интеллектуальность и эмоциональность.
Что представляют собой средства развития воображения. Если исходить из установки, согласно которой всегда нужно стремиться к тому, чтобы делать что-то необычное, не похожее на то, что делают другие люди, а также из установки никогда не повторять самого себя в продуктах собственной фантазии, и в таком духе воспитывать человека, то на этом пути можно добиться определённых успехов в развитии его воображения. В результате человек станет сознательно и постоянно стремиться быть оригинальным.
Если человека регулярно знакомить с оригинальными, необычными вещами, сделанными другими людьми, то и у него самого может возникнуть не только желание делать то же самое, но и определённое представление о том, какими и насколько разнообразными могут и должны быть продукты фантазии. Поначалу, наверное, он будет подражать другим людям, но затем у него может возникнуть и развиваться собственный, индивидуальный стиль фантазирования.
Есть такие виды деятельности, которые в большей степени, чем другие виды деятельности, способствуют развитию воображения человека. Это виды деятельности, которые по своей природе имеют творческий характер и в которых необычность, оригинальность и другие признаки фантазии человека особенно высоко ценятся. Такими видами деятельности являются, например, творчество писателя, поэта, лепка, рисование, конструирование чего-либо, придумывание историй, рассказов, сказок и т. п. Включение ребёнка с раннего возраста в подобные виды деятельности даже в том случае, если у него к этим видам деятельности не обнаруживается очевидных задатков, будет способствовать развитию воображения. Не случайно, поэтому в семьях творческих людей часто обнаруживаются дети с богатой творческой фантазией. Таким образом, однозначно ответить на вопрос : можно развивать воображение или нет - нельзя. Психологи рассматривают решение этого вопроса с разных сторон. Многие придерживаются мнения, что воображение развивать можно и нужно, только для этого необходимо создавать определённые условия, учитывать факторы, способствующие его развитию.