Марина Кучербаева
Значение театрализованной деятельности для развития речи детей с ОВЗ, методы и приемы театрализации
▼ Скачать + Заказать документы
Значение театрализованной деятельности для развития речи детей с ОВЗ, методы и приемы используемые в театрализации, виды театрализованных игр.
Театрализованная деятельность это особый вид творчества человека, в процессе осуществления которого особая роль отводится общению. А общение играет особую роль для детей с ОВЗ. Ведь именно общение определяет во многом их успешную социализацию, а нехватка общения предопределяет отставание в развитии. Развитие речи ребенка является фактором успешного общения. Уровень развития речи ребенка во многом зависит от среды, в которой живет и воспитывается ребенок с ОВЗ. Творческая среда должна развивать ребенка поднимать его вверх по ступеням личностного развития, полноценно включать в систему социальных отношений, способствовать социальному развитию.
Публикация «Значение театрализованной деятельности для развития речи детей с ОВЗ, методы и приемы театрализации» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность помогает детям с ОВЗ увидеть, услышать и почувствовать все многообразие окружающей среды, раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией в работе с которыми театр используется не только как средство их художественного развития, но и является способом профилактики и коррекции речевых нарушений в том числе.
Театрализованная деятельность это вид деятельности где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театрализованная деятельность- это самая эффективная форма воздействия на сознание ребенка с ОВЗ, способствующая формированию творческой личности ребенка. Этот вид деятельности понятен ребенку, потому что связан с игрой. Через театрализованную деятельность ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развиваются когнитивные процессы, он переживает различные эмоциональные состояния. Кроме того театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка с ОВЗ. Стимулирует активную речь за счет активизации даже минимального словарного запаса, стимулирует психические процессы, а так же совершенствует пластичность и двигательную активность ребенка, что позволяет развивать общую и мелкую моторику детей с ОВЗ. В театрализованной деятельности формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Благодаря театрализованной деятельности дети лучше усваивают содержание произведений, логику и последовательность событий их развитие и причинную обусловленность. Таким образом театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, позы, интонация, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность в детском саду тесно связанна с развитием связной речи детей без отклонения в развитии, так и детей с ОВЗ, что выражается в использовании ряда театрализованных приемов. А именно: знакомство с литературными произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонацией, выразительностью, использование театральных кукол для обыгрывания художественных произведений, инсценировка художественных произведений (стихи, рассказы, сказки).
Подготовка к театрализованной деятельности проходит в несколько этапов: - подбор художественной литературы для театрализации в соответствии с психолого-педагогическими и психо -физиологическими особенностями детей с ОВЗ.
- знакомство детей с выбранным литературным произведением (стихи, сказки, рассказы, речевки.)
- чтение выбранного литературного произведения с элементами заучивания.
-распределение ролей и их проигрывание с передаче эмоций.
Театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается тема, сюжет. В этом случае все театрализованные игры делятся на игры подходящие для детей младшего возраста и театрализованные игры для детей дошкольного возраста.
Существуют различные виды театров которые подходят при работе с дошкольниками с ОВЗ рассмотрим некоторые из них.
Пальчиковый театр - это материал для развития у детей воображения, мышления и речи. Кроме того пальчиковый театр это развитие мелкой моторики, что имеет весомое значение для развития речи, и других когнитивных процессов, в ходе такой театрализованной игры у ребенка с ОВЗ вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.
Театр картинок – этот вид театра способствует развитию творческих способностей ребенка и как следствие оказывает влияние на развитие речи детей.
Театр на палочке вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.