Елена Кузнецова
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
В законе Российской Федерации об образовании понятие «образование» определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
«Воспитание – это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием» Этот процесс не может осуществляться без объекта воспитания – личности. «Личность – это человек, член общества с одной стороны подвергающийся воздействию среды, а с другой – сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и своей совокупностью социальных явлений»
Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью. Первые воспитатели, а именно родители, имеют сильное влияние на детей. Ж. Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным: воспитателю детского сада, учителю начальных классов, учителю-предметнику. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту. Не снимается с родителей ответственность за воспитание и не снижается потребность в семейном воспитании и в последующие (отроческие, подростковые и юношеские) годы.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта (по данным психологов к 4 годам интеллект формируется на 50%, к 8-10 годам на 80-90%, творческих, познавательных способностей, развитие сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал. Эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей. И все это составляет главную цель семейного воспитания.
Семейное воспитание- это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь –это любовь к ребенку во имя его будущего. Порой слепая, неразумная родительская любовь может смешать в сознании детей систему нравственных ценностей, породить потребительство. Тогда у детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам.
Главная гарантия благополучного воспитания детей в семье- это высоконравственное поведение родителей в личной и общественной жизни, упорная борьба с собственными пороками и недостатками. Ведь каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами. В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено Конституцией РФ, законодательными и нормативными документами о браке, о семье, правах ребенка и защите детства. Более подробно разъясняется о воспитании своих детей в Семейном кодексе. Согласно п. 1 ст. 63 СК: «родители не просто имеют право и обязаны воспитывать своих детей, но и несут ответственность за их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие» важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году. В соответствии с ней родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни.
В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что дети имеют право на особую заботу и помощь, для чего в семье, как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех членов и особенно детей, должна быть обеспечена необходимая защита. Признано, что для полного и гармоничного развития личности ребенку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Только такие условия могут подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе и воспитать в духе человеческих идеалов, в духе мира и собственного достоинства. Вместе с тем п. 1 ст. 65 СК запрещает родителям причинять вред физическому и психологическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания родителями своих детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение с ним, а так же его оскорбление и эксплуатацию.
Но одна семья не в силах осуществить полноценное воспитание личности и поэтому детский сад и школа являются наиглавнейшими помощниками и советчиками родителей. На каждом занятии, уроке педагоги посредством различных методов, форм, средств обучения реализуют воспитательную функцию. Формируют у детей нравственные и эстетические представления, формируют мировоззрение, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются так же потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности и ценностная ориентация. Воспитание – это сложный и динамичный процесс. И поэтому качественно лучшего можно добиться, если объединить усилия семьи и детского сада и школы.
В. А. Сухомлинский был твердо убежден в том, что воспитание детей надо начинать именно с родителей. Поэтому важной составной частью педагогического руководства воспитанием детей в семье является психолого-педагогиическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательный процесс. Чрезвычайно важно сформировать у родителей педагогические умения и навыки, вооружить способами активного воздействия на ребенка.
Образовательные учреждения призваны выявить воспитательные возможности семьи, которые обусловлены ее материальными, бытовыми условиями, нравственной атмосферой, характером отношений между ее членами, культурно-образовательным уровнем их педагогической культуры, ответственностью за воспитание детей.
Особым объектом являются неблагополучные семьи, в которых допускаются ошибки в воспитании детей. С такими родителями ведется кропотливая работа по нормализации нравственной атмосферы семьи, повышению уровня педагогических знаний матери и отца. Исходя из индивидуальных особенностей семьи, планируется и ведется воспитательная работа.
Эффективность воспитания во многом зависит от целенаправленности и согласованности действий педагогов и родителей, от единства требований, предъявляемых ребенку, от чуткого внимательного подхода к нему, от педагогически продуманной системы воздействия на него.
Таким образом, тесное взаимодействие семьи и образовательных учреждений позволит сформировать воспитанную, всесторонне развитую, гармоничную личность.