Лучший педагог года

Влияние семейных отношений на социальную готовность к обучению в школе ребенка старшего дошкольного возраста

Ольга Зюзькова
Влияние семейных отношений на социальную готовность к обучению в школе ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Зюзькова О. В.

Воспитатель МБДОУ д/с «Полянка»

В связи с ухудшением политической, экономической и социальной ситуацией в стране за последнее десятилетие произошли существенные изменения в семейном благополучии, ее воспитательного потенциала и детско-родительских отношений. На сегодняшний день семья не в полной мере выполняет свою воспитательную функцию, от которой зависит успешная социализация ребенка в обществе, обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия. Новые современные условия в российском обществе отодвигают проблему воспитания на второй план, уступая место более значимой проблеме: проблеме простого выживания детей и взрослых. К проблеме семьи и семейных отношений обращались многие психологи и педагоги мира, такие как Л. B. Мардахаев, М. С. Мацковский, А. В. Мудрик, Р. Ф. Овчарова, А. В. Петровский, Е. И. Рогов, Л. Я. Олиференко, Галагузова, П. А. Щептенко, Г. А. Воронина, В. А. Сластенин, Шакурова, А. С. Спиваковская и др. Среди зарубежных - это Масару Ибука, Г. Крайг, Г. Г Хоментаускас, Дж. Болдуин, Ш. Дейноу и др.

Публикация «Влияние семейных отношений на социальную готовность к обучению в школе ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Действительно, влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие: в любви и понимании, имеют меньше проблем связанных со здоровьем, трудностями в обучении, с общением со сверстниками. И именно отношение близких взрослых к учению, как к важной учебной деятельности, влияет на стремление или появление желания у ребенка к обучению, рассматриваемое как становление новой внутренней позиции

Изучением различных аспектов проблемы готовности ребенка к обучению в школе занимались многие психологи, и педагоги, такие как Л. И. Божович, А. И. Запорожец, Д. Б. Эльконин. В работах Н. И. Гуткиной, В. Д. Шадрикова, Е. Е. Кравцовой, Н. В. Нижегородцева, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой и др. особое внимание уделяется роли семьи в формировании у ребенка дошкольника готовности к школьному обучению. Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы обнаружил чрезвычайно мало источников, касающихся социальной готовности ребенка к школе. Исследования особенностей семейных отношений, влияющих на социальную готовность, практически отсутствуют. В этой связи представляется актуальным провести сравнительный анализ семейных отношений и социальной готовности к школьному обучению детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что любая семья имеет свою структуру, функции, типологию, жизненный цикл. Наиболее важной определяющей эффективность воспитания ребенка является характеристика семейных отношений. Семейные отношения - это целостная система индивидуальных, сознательных связей между членами семьи (Г. М. Коджаспирова). Кроме того, принято выделять аспекты семейных отношений такие, как отношения между мужем и женой; сестрами-братьями и детьми и их родителями (В. С. Кукушин). При рассмотрении детско-родительских отношений остановимся на изучении отношения родителя к ребенку. По определению А. Я. Варга и В. В. Сталина, родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Старший дошкольный возраст является переходным этапом из детского мира в мир взрослых. И на этом этапе у ребенка формируется готовность к школьному обучению, происходит становление новой внутренней позиции ребенка или осознание своего «Я». В современной психолого-педагогической литературе принято выделять психологическую, физиологическую и социальную (или личностную) готовность к школьному обучению. Социальная готовность к обучению в школе наиболее значима и важна при поступлении ребенка в школу. Так как она определяется такими качествами ребенка, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.

Данные теоретического положения послужили основанием для разработки программы констатирующего эксперимента.

Исследование влияния семейных отношений на социальную готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению проводилось на базе детского сада комбинированного вида в подготовительной к школе группе. В исследовании принимали участие 15 детей, и 15 родителей.

Цель констатирующего эксперимента - на основе полученных при помощи диагностических данных выявить влияние семейных отношений на социальную готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Для решения задач констатирующего эксперимента были использованы методики: «Отношение ребенка к обучению в школе» (В. Богомолов); модифицированный вариант методики изучения социальной готовности у детей старшего дошкольного возраста (С. А. Банкова); тест - опросник изучения родительского отношения (А. Я Варга и В. В. Столин).

При анализе данных диагностик обнаружено совпадение уровней социальной готовности к обучению в школе и уровнем отношения ребенка к школе. На основании этого мы сделали вывод о том, что: дети с высокой социальной готовностью имеют высокий интерес к обучению. Т. е. у этих детей есть желание идти в школу, они знают, что такое уроки, домашнее задание. С поступлением в школу эти дети ожидают перемен в своей жизни.

Дети, со средним уровнем социальной готовности имеют средний уровень отношения к школе. Они не хотят идти в школу, но все же осознают необходимость в обучении, знают, чем занимаются в школе и частично знают о существующих правилах поведения в школе.

И, наконец, дети с низкой социальной готовностью демонстрируют отсутствие интереса к учению, т. е. идти в школу они еще не хотят. Кроме этого, дети не знают правил поведения в школе, что такое уроки, домашнее задание. У них нет представления о том, какие перемены их ждут с поступлением в школу.

Публикации по теме:

Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2013–2014 уч. год Педагога-психолога: Зеленской Е. Н. Психодиагностика. 1. Диагностика готовности детей к поступлению в 1-ую младшую.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние семейных отношений на социальную готовность к обучению в школе ребенка старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 марта 2014 в 08:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние семейных отношений на социальную готовность к обучению в школе ребенка старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зюзькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД