Оксана Морозова
Значение родного языка в формировании личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование языка детей в дошкольные годы жизни – одна из серьезных задач воспитания, так как овладение родным языком самым тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Посредством языка осуществляется общение ребенка с окружающими людьми. Общение ребенка- дошкольника уже не ограничивается членами его семьи. Воспитатели, группа сверстников, и другие сотрудники детского сада составляют для него вторую после семьи ячейку общественной жизни.
В детском саду ребенок получает общественное воспитание. Он играет, посильно трудится в коллективе сверстников, где каждый имеет равные права на внимание взрослого, на все условия радостного развития. Слова помогают возникновению и развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и забавы: дети договариваются, обмениваются мыслями, иной раз спорят, рассказывают.
В разговоре со взрослыми ребенок удовлетворяет свое любопытство, делится своими переживаниями, ищет сочувствия или оценки своих действий.
Чем лучше, понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми.
Таким образом, родной язык служит могущественным средством социального воспитания в духе подлинного коллективизма.
Язык как орудие мышления играет большую роль в умственном развитии ребенка.
Узнавая предмет по его признакам и зная его название, ребенок выделяет этот предмет или признак из ряда других предметов и признаков. Он познает действительность, когда учится правильно называть то, что видит, слышит, осязает, с чем действует. Ребенок выражает словом свои чувства, потребности, желания.
Так как каждое слово даже с конкретным значением является в той или иной мере обобщением, т. е. слово – наименование не единичного предмета или факта, а любого подобного предмета или факта (словом «стол» мы называем любой стол, независимо от его формы, материала, конкретного использования, то в процессе овладения речью ребенок постепенно поднимается к отвлеченному мышлению.
Родной язык для ребенка это тот ключ, который откроет ему сокровище знаний, когда он будет изучать основы наук в школе. Через родной язык мы приобщаем детей к родной русской культуре: материальной культуре (так как ребенок знакомится с окружающими предметами быта, техники и их названиями), к духовной культуре: художественной литературе, фольклору, искусству. Через живое наблюдение и слово воспринимает и усваивает ребенок доступные ему факты общественной жизни.
Родное слово используется воспитателем как важнейшее средство воздействия на детей, формирования их морального облика, как средство передачи знаний.