Камараули Елена
Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника
Задачи всестороннего развития
Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности. Овладевая ими, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое понимание, свое эмоциональное отношение к ним.
Публикация «Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Умственное развитие
Создание изображений, даже самых элементарных, предполагает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Такого рода представления формируются прежде всего путем непосредственного наглядного знакомства детей с предметами: общаясь с ними в повседневной жизни, играя с ними, рассматривая их. Со многими предметами дети знакомятся также по их изображениям в игрушке и в картинках. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Форму предмета, его строение и относительную величину дети могут передать линией и цветом в рисунке и аппликации, в объемном виде через лепку.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения.
Процессы восприятия и воспроизведения у детей дошкольного возраста обычно не совпадают по времени. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Следовательно, эти виды деятельности требуют развития зрительной и зрительно-моторной памяти, образования ясных зрительных представлений. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы и должны ясно представить себе, вообразить то, о чем узнают через слово, через образы литературы. Нередко дети и сами придумывают темы и сюжеты для рисунков, лепки, используя запас имеющихся у них представлений. Таким образом, в процессе самой деятельности при изображении уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Знаменитый русский физиолог И. П. Павлов считал руку тонким анализатором. Мыслительная деятельность ребенка находится в зависимости от деятельности руки, от того, насколько богаты его кинестетические представления. Благодаря руке ребенок получает все более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве, величине.
Дети имеют дело с разнообразными материалами: красками, глиной, бумагой и т. п. Они знакомятся с различными свойствами материалов: вязкостью и пластичностью глины, упругостью бумаги.
Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет, расчлененно воспринимать каждую его часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в то же время воспринимать предмет в целом. Синтетическое восприятие возможно лишь на известном уровне развития способности анализа. Последняя развивается от более общего и грубого различения до более тонкого и дифференцированного.
Очень важное значение для знакомства с окружающим и умственного развития имеет правильное называние детьми форм, цветов, линий, положения в пространстве и т. д.
Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только присущими отдельным, определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим, любым предметам. Дети узнают и назовут красный цвет, круглую форму, прямую линию в любом предмете.
То, что эти знания о предметах и их качествах дети приобретают наглядным путем, отвечает особенностям их мышления - конкретности.
Непосредственное, наглядное чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.
Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует умственному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.
Эстетическое развитие
Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия - восприятия того, что красиво. Эстетическое восприятие возможно только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его
красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства - волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.
При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеет место и эстетическое чувство. Детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности, ритмичная повторность элементов, симметрия в расположении частей. Но эти ощущения и чувства вначале неясны, нестойки и неглубоки.
Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям, определяют, что красиво в том или ином предмете; развивается их художественный вкус. Эстетическое переживание способствует обострению ощущений, в особенности ощущения цвета, цветосочетаний и ощущения ритма, симметрии.
Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образное выражение своим впечатлениям в рисунках, лепке, аппликации.
Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношения к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них - чисто познавательная, эстетическая, нравственная.
Знакомя детей с явлениями природы, событиями в жизни, воспитатель обращает на доступную их пониманию значительность и красоту этих событий и явлений. Воспитатель ставит своей задачей через переживание красивого подвести детей к доступной им оценке окружающего, развивает в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к труду.
Нравственное воспитание
Овладевая умением создавать изображения предметов и явлений, дети получают возможность выражать свое отношение к событиям жизни, свои чувства, свое понимание этих событий. Рисование, лепка, аппликация приобретают заинтересованный, активный, эмоциональный характер. Изобразительная деятельность может быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были вызваны данным событием. Ребенок на словах дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует. В этих словах он выражает свою оценку, свое отношение. Как бы проста и несовершенна ни была детская работа, она ценна тем, что хранит в себе замыслы, стремления, чувства маленького автора. Впервые нарисовать красный флажок - большое счастье для четырехлетнего малыша. Глубокую радость испытывают старшие дошкольники, когда им удается вырезать пятиконечную звезду. В этих несложных работах заключены глубокие чувства и переживания детей.
У детей воспитывается интерес к изобразительной деятельности как к средству создания рисунков, вылепленных фигурок, понятных и интересных не только им самим, но и другим детям и взрослым. Понимание детьми изобразительной деятельности как доступного им средства показать что-то другим, рассказать о чем-то в образах вызывает потребность получить оценку воспитателя и товарищей, пробуждает интерес к работам других, к их справедливой оценке.
Коллективные занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Обычно 2-3 человека пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т. д. Сидеть за столом каждому ребенку следует так, чтобы не мешать сидящему рядом. Возникает необходимость не только не мешать другим, но и помогать, советовать, как выполнить работу лучше. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку. лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Трудовое воспитание
Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых усилий, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в от-ношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Развитие в дошкольные годы этих качеств облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Эта деятельность является средством развития ценных качеств детской личности: сознательности, целенаправленности и самостоятельности в выполнении работы, настойчивости, умения довести дело до конца, аккуратности, умения заняться полезным делом.
Участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них - один из видов трудового воспитания, осуществляемого в детском саду.
Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. И непосредственное чувственное познание предметов и явлений, и сравнение их по свойствам, и усвоение знаний об этих свойствах, и напряжение волевых усилий, и выражение чувств и оценок - все это направлено на создание образа, на выражение сюжета. В созданном ребенком образе находит отражение, с одной стороны, то основное и существенное, что характеризует данный предмет, с другой стороны - то, что особенно взволновало, заинтересовало, оказалось наиболее привлекательным и понятным для ребенка. Образ приобретает не только правдивость, но и выразительность. Создание выразительного образа позволяет отнести детскую изобразительную деятельность к области художественного творчества.