Получи документы

Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника

Камараули Елена
Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника

Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника

Задачи всестороннего развития

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности. Овладевая ими, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое понимание, свое эмоциональное отношение к ним.

Публикация «Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Умственное развитие

Создание изображений, даже самых элементарных, предполагает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Такого рода представления формируются прежде всего путем непосредственного наглядного знакомства детей с предметами: общаясь с ними в повседневной жизни, играя с ними, рассматривая их. Со многими предметами дети знакомятся также по их изображениям в игрушке и в картинках. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Форму предмета, его строение и относительную величину дети могут передать линией и цветом в рисунке и аппликации, в объемном виде через лепку.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения.

Процессы восприятия и воспроизведения у детей дошкольного возраста обычно не совпадают по времени. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Следовательно, эти виды деятельности требуют развития зрительной и зрительно-моторной памяти, образования ясных зрительных представлений. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы и должны ясно представить себе, вообразить то, о чем узнают через слово, через образы литературы. Нередко дети и сами придумывают темы и сюжеты для рисунков, лепки, используя запас имеющихся у них представлений. Таким образом, в процессе самой деятельности при изображении уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Знаменитый русский физиолог И. П. Павлов считал руку тонким анализатором. Мыслительная деятельность ребенка находится в зависимости от деятельности руки, от того, насколько богаты его кинестетические представления. Благодаря руке ребенок получает все более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве, величине.

Дети имеют дело с разнообразными материалами: красками, глиной, бумагой и т. п. Они знакомятся с различными свойствами материалов: вязкостью и пластичностью глины, упругостью бумаги.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет, расчлененно воспринимать каждую его часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в то же время воспринимать предмет в целом. Синтетическое восприятие возможно лишь на известном уровне развития способности анализа. Последняя развивается от более общего и грубого различения до более тонкого и дифференцированного.

Очень важное значение для знакомства с окружающим и умственного развития имеет правильное называние детьми форм, цветов, линий, положения в пространстве и т. д.

Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. Качества той или иной формы, величина, цвет становятся не только присущими отдельным, определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим, любым предметам. Дети узнают и назовут красный цвет, круглую форму, прямую линию в любом предмете.

То, что эти знания о предметах и их качествах дети приобретают наглядным путем, отвечает особенностям их мышления - конкретности.

Непосредственное, наглядное чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят свойства и различия, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует умственному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Эстетическое развитие

Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия - восприятия того, что красиво. Эстетическое восприятие возможно только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его

красоту, является характерным для его облика. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства - волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеет место и эстетическое чувство. Детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности, ритмичная повторность элементов, симметрия в расположении частей. Но эти ощущения и чувства вначале неясны, нестойки и неглубоки.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям, определяют, что красиво в том или ином предмете; развивается их художественный вкус. Эстетическое переживание способствует обострению ощущений, в особенности ощущения цвета, цветосочетаний и ощущения ритма, симметрии.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образное выражение своим впечатлениям в рисунках, лепке, аппликации.

Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношения к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение и т. д. Все эти стороны могут быть тесно переплетены между собой, но может по преимуществу выступать и какая-либо одна из них - чисто познавательная, эстетическая, нравственная.

Знакомя детей с явлениями природы, событиями в жизни, воспитатель обращает на доступную их пониманию значительность и красоту этих событий и явлений. Воспитатель ставит своей задачей через переживание красивого подвести детей к доступной им оценке окружающего, развивает в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к труду.

Нравственное воспитание

Овладевая умением создавать изображения предметов и явлений, дети получают возможность выражать свое отношение к событиям жизни, свои чувства, свое понимание этих событий. Рисование, лепка, аппликация приобретают заинтересованный, активный, эмоциональный характер. Изобразительная деятельность может быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были вызваны данным событием. Ребенок на словах дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует. В этих словах он выражает свою оценку, свое отношение. Как бы проста и несовершенна ни была детская работа, она ценна тем, что хранит в себе замыслы, стремления, чувства маленького автора. Впервые нарисовать красный флажок - большое счастье для четырехлетнего малыша. Глубокую радость испытывают старшие дошкольники, когда им удается вырезать пятиконечную звезду. В этих несложных работах заключены глубокие чувства и переживания детей.

У детей воспитывается интерес к изобразительной деятельности как к средству создания рисунков, вылепленных фигурок, понятных и интересных не только им самим, но и другим детям и взрослым. Понимание детьми изобразительной деятельности как доступного им средства показать что-то другим, рассказать о чем-то в образах вызывает потребность получить оценку воспитателя и товарищей, пробуждает интерес к работам других, к их справедливой оценке.

Коллективные занятия изобразительной деятельностью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Обычно 2-3 человека пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т. д. Сидеть за столом каждому ребенку следует так, чтобы не мешать сидящему рядом. Возникает необходимость не только не мешать другим, но и помогать, советовать, как выполнить работу лучше. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку. лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Трудовое воспитание

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых усилий, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в от-ношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Развитие в дошкольные годы этих качеств облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Эта деятельность является средством развития ценных качеств детской личности: сознательности, целенаправленности и самостоятельности в выполнении работы, настойчивости, умения довести дело до конца, аккуратности, умения заняться полезным делом.

Участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них - один из видов трудового воспитания, осуществляемого в детском саду.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания - сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. И непосредственное чувственное познание предметов и явлений, и сравнение их по свойствам, и усвоение знаний об этих свойствах, и напряжение волевых усилий, и выражение чувств и оценок - все это направлено на создание образа, на выражение сюжета. В созданном ребенком образе находит отражение, с одной стороны, то основное и существенное, что характеризует данный предмет, с другой стороны - то, что особенно взволновало, заинтересовало, оказалось наиболее привлекательным и понятным для ребенка. Образ приобретает не только правдивость, но и выразительность. Создание выразительного образа позволяет отнести детскую изобразительную деятельность к области художественного творчества.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Алмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольникаАлмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольника Алмазная мозаика – это относительно новый вид рукоделия, стремительно завоевывающий любовь взрослых и маленьких рукодельниц по всему свету.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД