Папки-передвижки

Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника

ЕЛЕНА ГАЛУШКИНА
Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ И АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Галушкина Елена Валерьевна

Москва

Образование в число важнейших задач включает совершенствие методов нравственного и эстетического воспитания, укрепления связи обучения с жизнью. При этом особое внимание отводит развитию творческих способностей в различных видах деятельности. Необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство окружающего мира. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни.

Публикация «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других; средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

Изобразительная деятельность одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Изобразительное искусство приобретает в силу присущей ему конкретности, наглядности большое воспитательное значение. Через образы искусства у детей воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движения.

Работа по этическому воспитанию дошкольников имеет различные формы, одной из основных является занятие по изобразительной деятельности, в процессе которой дети приобщаются к искусству. А также организованная самостоятельная деятельность, где каждый ребенок может проявить творческую инициативу, реализовать воображение.

Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы эти произведения могли оказать на детей большое влияние. В них должны найти отражение те события и явления жизни, с которыми можно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства.

Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он воспитывает у детей способность эстетического восприятия. Эстетическое восприятие предполагает интерес не только к содержанию изображенного, но и к форме, в которой выражен образ, к средствам изображения, которые делают образ выразительным. Через произведения искусства дети не только знакомятся с явлениями жизни, они получают представления о прекрасном, гармоничном, целесообразном, выразительном. То есть учатся эстетически осваивать жизнь.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией формируются такие свойства личности как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.

Занятия изобразительным искусством в детском саду являются эффективным средством познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности. Овладев ими, дети приобретают возможность создавать изображения предметов и явлений действительности. А это позволяет активно, творчески выражать впечатления от жизни, свое понимание, свое эмоциональное отношение к ним.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни, когда интерес ребенка обусловлен стремлением предать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от мира.

Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников.

Создание изображений, даже самых элементарных, предполагает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Нередко дети и сами придумывают темы и сюжеты для рисунков, лепки, используя запас имеющихся у них представлений. В процессе самой деятельности при изображении уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движение рук.

Мыслительная деятельность ребенка находится в зависимости от деятельности руки. Благодаря руке ребенок получает все более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве, величине.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет, расчленено воспринимать каждую его часть, сравнивать предметы и их части по величине, форме, цвету и в тоже время воспринимать предмет в целом. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого и дифференцированного.

Непосредственное, наглядное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляют часть сенсорного воспитания. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

Рисование, лепка, аппликации приобретают заинтересованный, активный, эмоциональный характер. Изобразительная деятельность может быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы.

Изобразительная деятельность закрепляет у детей представления о труде людей, их быте.

В процессе рисования, лепки, аппликации формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подбора материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

Рисование, лепка, аппликация способствуют развитию эстетического восприятия- восприятия того, что красиво. Это становится возможным только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красоту.

Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально – эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Восприятие приобретает характер эстетического в том случае, когда возникают эстетические чувства – волнение, радость, удовлетворение от знакомства с прекрасным.

Чем более осознано ребенок начинает воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся эстетические чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным эстетическим суждениям; развивается их художественный вкус.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда ребенок руководствуется замыслом, направляет свои усилия на создание образа таким, каким он себе его представляет, а не таким, каким он случайно получился.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка влияет на развитие чувства формы. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению ее при помощи силуэта.

Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы за нее порадовались другие,- задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности в деятельности и их творческой способности.

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками общения с ножницами, с карандашом, с кистью, с глиной, с пластилином.

Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Развитие в дошкольные годы этих качеств облегчает в дальнейшем овладение различными видами учебной и трудовой деятельности.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Эта деятельность является средством развития ценных качеств детской личности: сознательности, целенаправленности и самостоятельности в выполнении работы, настойчивости, умения довести дело до конца, аккуратности, умение заняться полезным делом.

Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, жизнерадостного настроения.

Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений.

В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению.

Занятия рисованием, лепки, аппликацией способствует развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда.

Таким образом, занятия изобразительным искусством- важное средство всестороннего развития детей.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Алмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольникаАлмазная мозаика «Делай, как я, делай лучше меня!» Идея интересного досуга и всестороннего развития старшего дошкольника Алмазная мозаика – это относительно новый вид рукоделия, стремительно завоевывающий любовь взрослых и маленьких рукодельниц по всему свету.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 16:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА ГАЛУШКИНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД