Ольга Иванова
Значение развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития моторики кистей и пальцев рук на формирование активной речи детей раннего возраста.
Автор: Иванова Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №1», г. Кириши Ленинградской области.
Описание материала: Предлагаю вам материал - рекомендацию, направленный на улучшение процесса формирования активной речи детей раннего возраста с помощью лепки, нетрадиционных методов рисования, бумажной пластики. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей детей раннего возраста (1,5 – 3 года). Это материал, обращающий внимание воспитателей и родителей на то, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьёзно и настойчиво в первые три года жизни.
Публикация «Значение развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
«Ум на кончиках пальцев»
В. Ф. Сухомлинский
Что мы знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные. Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пелёнки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
В то время как мы умиляемся «кульбитам» этих крошечных пальчиков, в голове малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своими ручками, а он активно познаёт мир и умнеет. Поэтому чем больше внимания мы уделяем кистям малыша (поглаживаем и разминаем пальчики, загибаем и разгибаем их, тем активнее у него развиваются мозг и речь.
Вся история развития человечества доказывает, что движение руки тесно связаны с речью. И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенствование кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Головной мозг - его высшие корковые функции, руки, кончики пальцев и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка) при речи, теснейшим образом связаны между собой. Поэтому малыш со скованными, неумелыми пальчиками отстаёт в психомоторном развитии, и прежде всего у него возникают проблемы с речью. Как же сделать пальчики ловкими и проворными? Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивают гибкость кисти. И ещё малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой. Задержка речевого развития затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Довольно часто речевые нарушения являются следствием невнимательного отношения окружающих ребёнка взрослых.
Во время бесед, консультаций с родителями, я поняла, что многих интересует вопрос: «Почему мой ребёнок молчит?» Арсений (2 года 2 месяца) хорошо понимает речь взрослых, говорит только «мама», «папа», в основном молчит.
Я наблюдала, что мама подолгу разговаривает с мальчиком в процессе раздевания, одевания.
Мама Владика (1 год 8 месяцев) недоумевает: «Почему мой сын не разговаривает? Ведь у него есть старший брат, с которым он много общается».
В своей работе я систематически воздействую на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, игры - потешки с пальчиками, занятия по развитию речи, лепке, рисованию. Занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности.
Проработав книгу М. М. Кольцовой «Ребёнок учиться говорить» я пришла к выводу, что ещё одной обязательной формой по развитию речи детей раннего возраста должно быть развитие мелкой моторики пальцев рук.
Иногда взрослые просто недостаточно знакомы с тем, что представляет процесс формирования речи, на что нужно обращать внимание, и что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьёзно и настойчиво в первые три года жизни. Все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировки и воспитанию в период их естественного формирования. Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций головного мозга. Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребёнка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса, Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум линиям : совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Лепка способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у малыша отсутствует четкая связь между движениями руки и формой, которая у него получается. Но по мере того как в процессе обучения ребёнок овладевает всё более сложными двигательными навыками, у него появляется желание лепить что-то определённое. Стараясь как можно точнее передать нужную форму, дети начинают работать всеми десятью пальцами. Занятия лепкой с детьми раннего возраста провожу как индивидуально, так и небольшими группами (2 - 4 человека). В своей работе с детьми с 2 до 3х лет использую приё мы лепки: скатывание – «Яблоки для ёжика», «Катится Колобок» рисунок ris1.jpg, «Орехи для белочки», «Мячики для кукол» рисунок ris2.jpg, «Витамины для зайчат», «Горошек для семьи Петушка» рисунок ris3.jpg; надавливание – «Лужок» (цветы). Вдавливаем в пластилин семена тыквы, гороха, фасоли - «Красивая плитка», вдавливаем ракушки – «Аквариум». Размазывание – «Рыбка», «Листопад» (листья, «Трава». Защипывание - «Вареники для кота Мурзика». Отщипывание – «Крошки для птичек», Расплющивание – «Печенье для кукол». Раскатывание – «Колбаска для киски» рисунок ris4.jpg, «Конфеты для кукол», «Палочки для забора». Сгибание и соединение концов цилиндрической формы и скрепления их путём прижиманию одного к другому - «Сушки для куклы Кати» рисунок ris5.jpg, «Новая пирамидка». Получившиеся фигурки, поделки, созданные своими руками, вызывают у детей чувство радости и гордости.
В современной медицине всё большее распространение получает термин «изотерапия». Речь идёт о восстановлении здоровья человека (и ребенка, и взрослого) при помощи занятий изобразительным искусством. Нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику, интеллектуальные способности детей, память, внимание. Учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Рисование пальцем – этот метод доступен детям раннего возраста. С детьми рисую специальными красками, на основе натуральных веществ, быстро высыхают на поверхности, яркие цвета, безопасны для здоровья детей.
Дети рисуют пальчиком на бумаге : «Дождик, дождик, пуще» рисунок ris6.jpg, «Клюква в сахаре», «Бусы», «Листопад», «Снег, снег, белая вся улица», «Огоньки на ёлке», «Следы на снегу», «Цветы на поляне».
Рисуем пальчиком на манной крупе, рассыпанной тонким слоем на цветном подносе. Дети проводят прямые и извилистые дорожки, волны, круги, овалы, следы животных, капли дождя.
Детям очень нравится рисовать ладошкой: «Букет для мамы», «Птички» рисунок ris8.jpg, «Солнышко».
Монотипия: «Бабочки» рисунок ris7.jpg Рисуем кулачком: «Розы для мамы», «Тучи».
Одним из интереснейших способов исполнения рисунка является печатка. Использую со своими детьми геометрические печатки с картофеля в форме круга, треугольника, овала. Украшаем: салфетки, чашки, шарфик, варежки, пирожки.
Предоставляю малышам возможность поэкспериментировать
поролоновым тампоном: «Зайка беленький сидит»», «Пушистый котик», «Цыплёнок», «Фонари», «Сушки».
Дети любят рисовать ватной палочкой: «Дождик, дождик, кап, кап», «Мимоза для мамы», «Бусы».
Рисуя нетрадиционными методами рисования, дети развивают координацию движений, мелкую моторику, речь.
Чтобы пальчики детей были проворными, я предлагаю детям бумажную пластику. Бумажная пластика – это искусство оживлять бумагу. Знакомлю детей со свойствами бумаги. Для поделок используем бумагу: цветную, гофрированную, писчую, салфетки, фольгу, фантики рисунок ris10.jpg. Дети учатся разрывать лист бумаги и полоску на небольшие кусочки, сминают их в комочки, скатывают в шарики, скручивают в жгутик. Приклеивают с помощью воспитателя. «Праздничная ёлочка», «Открытка для мамы» (цветы, «Красивый букет» рисунок ris9.jpg. Делаем аппликацию из комочков ваты: «Снеговик», «Снегопад», «Тучки».
В процессе работы развивается мелкая моторика пальцев рук, движения становятся всё более точными и координированными, а поделки аккуратными и красивыми.
После каждого занятия, для родителей и гостей группы, организовываем выставку детских работ «Наш вернисаж». Регулярно обновляем «экспозиции». Коллективные работы детей участвовали в городских конкурсах «Как красиво на планете, если мир царит на ней» рисунок ris11.jpg, «Дорога не терпит шалости» рисунок ris12.jpg. Во Всероссийском пластилиновом конкурсе «Уши, ноги и хвосты» стали Лауреатами 2-й степени конкурсного тура «В чудо – книжках-чудо-звери: Открывайте в сказку двери!»
Результаты итоговой диагностики нервно-психического развития оказались хорошими.