Галина Ковальчук
Значение развития мелкой моторики в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время рядом исследователей (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина. А. В. Антакова - Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Учитывая важность проблемы, а также и то, что речевая коррекционная работа - это специфика логопедической группы, мы взяли для углубленной работы с детьми тему: «Значение развития мелкой моторики в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи».
Публикация «Значение развития мелкой моторики в коррекционном обучении детей с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работу начали с изучения протоколов обследования детей на медико-педагогической комиссии, с диагностики речевого развития по методу Ушаковой О. С. Была просмотрена имеющаяся литература, педагогические журналы по дошкольному воспитанию, изучен опыт работы других педагогов, теоретический и практический материал методического кабинета нашего детского сада. Исходя из этого, мы составили перспективный комплексный план по теме.
В группе на начало учебного года организовали родительское собрание, на котором ознакомили родителей с проблемами детей, имеющих общее недоразвитие речи. Оборудовали центр пальчиковых игр, который вместе с родителями наших детей ежегодно пополняли новыми дидактическими играми и пособиями. Для родителей изготовили и оформили папки - консультации по следующим темам: «Подготовка руки дошкольника к письму», «Самомассаж рук детьми», «Развиваем ручную умелость», «Пальчиковые игры», «Песочные сказки», «Развитие движений кисти и пальцев рук» и т. д. Составили картотеку с описанием приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, с разнообразными играми и упражнениями, помогающими этому.
В течение года работа с детьми проводилась индивидуально, в свободное время. Но такая эпизодическая образовательная деятельность не могла дать заметного положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, включив стихотворный материал (одновременно с движением) во все виды совместной организованной деятельности. Для этого в речевом центре группы была составлена подборка стихов, загадок, закличек по временам года и по другим лексическим темам. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
В начале учебного года у большинства детей наблюдался ряд трудностей:
- пальцы были малоподвижны, движения не точны;
- темп даже самых легких упражнений замедлен.
Были поставлены следующие задачи:
- установить степень влияния развития пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;
- использовать сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей;
- совершенствовать пальцевую моторику детей, используя организованные формы работы;
- повысить интерес у детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Для определения у детей нарушения в развитии тонкокоординированных движений рук использовали методы наблюдения и тестирования, рекомендованные для педагогов по книге «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе». При тестировании детям мы предлагали информативные и графические задания. Результаты выполнения заданий заносились в диагностическую таблицу.
При этом использовались следующие критерии оценки:
- движения выполняются уверенно, достаточно быстро, четко, без напряжения (+);
- движения выполняются неуверенно, нечетко, неловко, ребенок сам себя направляет, но справляется с заданием (-);
- движения выполняются с большим трудом, ребенок напряжен, нервничает, движения скованы, необходимо несколько попыток (- -).
Минусы, полученные за выполнение отдельных заданий и тем более всех заданий, свидетельствуют о серьезном нарушении в развитии двигательных координации, а значит, о необходимости специальной работы по развитию тонкокоординированных движений руки.
Определившись с содержанием работы по теме, в практической коррекционной деятельности с детьми стали решать поставленные задачи.
С этой целью использовали следующий материал:
1. Картотека пальчиковых разминок с использованием скороговорок, закличек, потешек.
2. Комплекс упражнений по развитию кинестетической основы движений рук.
3. Пальчиковый игротренинг.
4. Картотека динамических пауз.
5. Комплекс упражнений по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и в процессе выполнения одновременно организованных движений.
В процессе работы над темой было изготовлено большое количество развивающих игр и пособий :
1. Таблица «Моторные навыки».
2. Карточки с упражнениями для пальчиковых гимнастик за столом.
3. Картотеки «Песочная игротерапия», «Веселые прописи».
4. Пособие для настольного пальчикового театра «Живые картинки».
5. Пособие для театра на фланелеграфе «Русские народные сказки», «Времена года».
6. Дидактические игры (на развитие тонкокоординированных движений руки) : «Чудесные камни», «Каменноцветная мозаика», «Мастера ювелирных дел».
Центр пальчиковых игр в группе был пополнен новыми играми: «Математический планшет», «Цветоугадайка», «Веселая рыбалка», «Логическая мозаика», «Лабиринт», «Настольный кегельбан», «Цветные волчки» и другие. Составлена картотека игр с пуговицами, спичками, веревочками, с природным материалом. Наличие в группе отдельного центра по пальчиковым играм способствует развитию у детей тонкокоординированных движений пальцев рук в любое время.
В экологическом центре дети самостоятельно придумывают песочные сказки, водные путешествия, выкладывают мозаичные узоры из мелких камешков. Совместно с родителями дети с удовольствием участвуют в конкурсах «Рукописной книги», составляют интересные рассказы и выполняют творческие художественные работы.
Вся проделанная работа с детьми дала положительные результаты, так как способствовала:
- развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, познавательных умений, способностей к художественно-образному мышлению;
- накоплению опыта предметно-практической деятельности, развитию ручной умелости, формированию моторной готовности руки к письму.
А самое важное - это то, что нами была достигнута главная цель - стимулирование речевого развития ребёнка, улучшение артикуляционных движений, коррекция звукопроизношения.
Литература:
1. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Москва, 2001.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. Москва,1991.
3. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Санкт-Петербург, 2002.
4. Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Москва, 2001.