Надежда Иванченко
Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Нам всем известно, что связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Ученые установили, что у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала, то у ребенка осуществляется обратная информационная связь.
Рука ребенка сначала изучает окружающий мир, сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию; рука выполняет новую команду мозга и в прямом смысле слова нащупывает очередные сведения. И снова в мозг поступает «отчет о результатах». Таким образом, именно руки позволяют детям «включить» мозг и развивать его. В правом полушарии возникают образы окружающего мира — явлений, предметов, в левом — они получают свое словесное оформление, то есть вербализуются.
Публикация «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2023
В ежедневные обязательные занятия с ребенком — гимнастику, массаж, развивающие игры — необходимо обязательно включать упражнения для мелкой моторики, гибкости и ловкости рук.
Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Большой палец выполняет особую функцию. Чем подвижнее данный палец у человека, тем он решительнее и активнее. Большой палец отвечает за дыхательную систему человека. Для развития речевого дыхания подвижность большого пальца просто необходима!
Указательный палец отвечает за пищеварительную систему, включая ротовую полость. Что опять очень важно для развития речи ребенка.
Средний палец, обладает энергией, находящейся у основания шеи, является пальцем, ответственным за действия. К среднему пальцу подходит артерия, которая идет прямо от сердца.
Безымянный палец, связан с энергией, что находится в области сердца, ответственен за чувства, отвечает за творчество. Этим пальцем очень сложно выполнять манипуляции.
Мизинец влияет на коммуникацию человека, умение общаться и слушать собеседника, отражает состояние разума и способность к рассуждению.
В своей практике широко использую пальчиковую гимнастику «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять».
Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять (из кулачков разгибаем поочередно все пальцы)
Большой пальчик покрутился, (круговые движения большим пальцем)
влево-вправо наклонился,
посмотрел по сторонам
И вернулся снова к нам.
Указательный мальчишка, (сгибаем указательный пальчик)
Наш веселый шалунишка.
Любит на часы смотреть, (движения ровным пальцем влево-вправо)
Головой своей вертеть.
Средний пальчик осмелел,
Влево-вправо посмотрел. (движения ровным пальцем влево-вправо)
Безымянный наш дружок,
Любит совершать прыжок (сгибаем безымянный пальчик)
А потом бежит по кругу (круговые движения пальцем)
К малышу – родному другу! (безымянный пальчик «прилипает» к мизинцу)
Здравствуй, здравствуй, малышок!
Наш Мизинчик, наш дружок! (сгибание мизинца)
Вышли пальчики гулять (шевеление всеми пальчиками)
И в домик спрятались опять. (сгибание всех пальцев поочередно в кулак, и движения кулачком вокруг запястья).
Эта гимнастика сложная, но в процессе тренировки дети выполняют движения каждым пальчиком отдельно.