Татьяна Ушакова
Значение нелепиц и небылиц в развитие речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Одним из ярких проявлений в развитии детской речи, по мнению лингвистов, признана способность детей к речевым инновациям.
Наличие в речи детей большого числа инноваций, т. е. самостоятельно созданных ими языковых единиц или модифицированных единиц взрослого языка, — факт совершенно неоспоримый и привлекающий внимание родителей, психологов, педагогов и, разумеется, лингвистов. Общепризнано, что ведущим механизмом такого рода образования является аналогия. Многие исследователи признавали, что детская речь ориентирована на анализ живых, а не мертвых языковых явлений. Ребенок в процессе усвоения языка действует как ученый –лингвист, упорядочивая все системы языка в правила речевого поведения. Детский язык это несовершенная грамматика, в которой путем словотворчества достигается общепризнанная литературная норма.
Публикация «Значение нелепиц и небылиц в развитие речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наиболее ярко вопрос новообразований в детской речи был рассмотрен К. И. Чуковским. В его работах поставлены и по-новому решены интереснейшие языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Он блестяще продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал: «Как велика речевая одаренность ребенка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила».
По мнению К. И. Чуковского, речевая одаренность проявляется не только в классификации окончаний, приставок и суффиксов, которую ребенок незаметно для себя самого производит в своем двухлетнем уме, но и в той угадке, с которой он при создании слова выбирает для подражания необходимый ему образец.
В книге К. И. Чуковского проводится парадоксальная на первый взгляд мысль о том, что «детские речения порою даже правильнее наших». Утверждая это, он имел в виду, в первую очередь, случаи не соответствующего норме слово - и формообразования. Говоря о правильности детских речевых неправильностей, он придумал для них замечательное и пародоксальное название, словно заимствованное у самих детей, — «лепые нелепицы».
Основываясь исключительно на материале детских новообразований, К. И. Чуковский пришел к заключению, что «в грамматике не соблюдается строгая логика» (речь фактически идет о грамматике на уровне языковой нормы, что детские речения «вернее грамматики и поправляют ее». Не закономерность детских новообразований и убедить читателя в их правомерности и изначальной правильности.
К. И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от языковой нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.
Чуковский К. И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…
Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.
Интересный факт, для того, чтобы ребенок воспринимал реальность такой, какая она есть, нужно показать ему ее изнанку — те самые «путаницы» и нелепицы. Важно в период с 2-х до 5-и лет развить правильное понимание мира у малыша, а это значит познакомить его не только со вполне разумными и полезными фактами, но и. с фантастикой. Например:
Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
К. Чуковский, «Путаница»
Явление нелепиц присутствует также в многочисленных произведениях отечественной и зарубежной литературы.
Стучит-гремит по улице.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Села баба на баран,
Поскакала по горам.
Доктор едет на свинье,
Десять розог на спине.
У англичан, как у народа-мореплавателя, в фольклоре встречаются стихи о морских путешествиях. Их персонажи часто носятся по морю в самых удивительных «судах» : в лохани, в ковше, в решете. И в «Сказках матушки Гусыни», и в книжке Эрика Карла про бурого мишку есть множество странных и необычных животных. Например, фиолетовые кошки, синие лошади, съедающая все подряд очень голодная гусеница.
Но вопрос, почему же детей так привлекают те самые путаницы, нелепицы?
По мнению исследователя в области детского речевого онтогенеза С. Н. Цейтлин, отмечено, чем резче отклонения от нормы, тем живее ощущается детьми та самая норма! Для адекватного восприятия игровых стихов-потешек ребенок должен иметь представление об истинном положении вещей: конь — для езды, сельди — в море, корабль — для мореходства, лед на улице бывает зимой и так далее. Ведь нелепицы ощущаются ребенком именно как нечто, чего на самом деле быть не может. Дети ни на минуту не верят в их подлинность. И даже сами любят посмеяться над очередным абсурдом.
Детские нелепицы не только юмор и фантазия. Именно посредством такой речевой игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, необходимых для ориентации в мире. Намеренно подменяя различные признаки и качества животных или предметов, эта игра только потому и является игрой, что он дополнительно знает и помнит истинные качества используемых предметов.
Цель такой игры — использование знаний, проверка себя. Игра в «перевертыши» служит ребенку средством для координации своих представлений.
А. Н. Гвоздев называл детские нелепицы их «образованиями по аналогии», подчеркивая психолингвистический механизм их возникновения. Сам факт их появления в речи ребенка свидетельствует, по мнению ученого, об усвоении того или иного грамматического явления (т. е. правила образования слова или словоформы, основанного на способности членить нормативную словоформу на элементы и осмысливать функции полученных элементов). То есть отделять значимые нормативные единицы языка от случайных.
Пользу стихов и рассказов-небылиц для развития речи детей невозможно переоценить: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее закрепляет понятие нормы. Задает сам себе задачу — и блестящее выполняет. Прохождение такого «экзамена» значительно поднимает в ребенке самооценку, а также уверенность в себе и в тех представлениях о мире, которые он уже имеет: «Я-то не отправлюсь в плаванье в решете, не обожгусь холодной кашей, не испугаюсь маленькой улитки!»
На ребенка ежедневно обрушивается огромное количество новых знаний, и ему просто необходимо уметь их систематизировать. Поневоле ребенку приходится производить неустанную работу по сортировке всех полученных навыков, и нельзя не поражаться тому необычайному успеху, с которым совершается эта труднейшая работа, а также радости, с которой связана каждая победа.