Юлия Романова
Значение мелкой моторики в развитии ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В. П. Зинченко и Б. Г. Мещеряков пишут, что моторика это вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С. Ю. Головин утверждает, что моторика – это двигательная активность человека. Ефремова Т. Ф. рассматривает моторику, как комплекс различных движений, которые связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями.
Таким образом, моторика – это движение. А без движения, как известно, не представляется возможным развиваться в полной мере и с разных сторон.
Темочки:
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка его руки является развитие кисти, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой пальцевой моторики.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это облегчает приобретение навыков письма.
Тренировку пальцев можно начинать уже в раннем возрасте и продолжать постепенно [12, с. 7].
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координаций движения руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения [22, с. 6-7].
Моторику разделяют на два вида: крупную и мелкую. Крупная моторика предоставляет детям способность выполнять различные действия руками, ногами, телом. Дает возможность сохранять равновесие, бегать, прыгать, ходить. На базе крупной моторики развивается и совершенствуется мелкая моторика. Она дает возможность осуществлять четкие и верные движения, которые помогают работать с маленькими предметами. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям [6, с. 10].
Чтобы помочь воспитаннику достичь совершенства мелкой моторики, нужно каждый день играть с ним в пальчиковые игры, лепить из пластилина, рисовать красками и карандашами, вышивать, делать аппликации, раскрашивать раскраски и, конечно же, заниматься оригами. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев.
Имея хорошо развитую мелкую моторику, ребенок легче обучается письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию внимания и воображения, связную речь [23, с. 12].
Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что становление мелкой моторики очень важно для полноценного существования и изучения окружающего мира ребенка.