Майрам Давлетова
Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивная деятельность — это практическая деятель-
ность, направленная на получение определенного, заранее заду-
манного реального продукта, соответствующего его функциональ-
ному назначению.
Программа «От рождения до школы» отводит конструирова-
нию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп,
так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для
умственного, нравственного, эстетического, трудового воспита-
ния.
Детское конструирование (создание различных построек из
Публикация «Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольника» размещена в разделах
строительного материала, изготовление поделок и игрушек из
бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является
деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педа-
гогике детское конструирование рассматривается как средство
всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде все-
го важное средство умственного воспитания детей. В системе ум-
ственного воспитания большая роль принадлежит формированию
сенсорных способностей.
Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в
продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь
сенсорные процессы осуществляются не изолированно от дея-
тельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для
сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя,
ребенок учится не только различать внешние качества предмета,
образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются
познавательные и практические действия. В конструировании
ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, ре-
ально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает
их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
В деятельности, направленной на достижение определенной
цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и
зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира.
Оно становится более целенаправленным. Создается также
предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном
возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и
предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом,
формируется способность сравнивать, производить зрительный
анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.
Сенсорное воспитание ставит задачей развитие простран-
ственных представлений. И в этом большая роль принадлежит
конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок
уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее
положение в пространстве, расположение частей. Совершен-
ствуются эти представления тогда, когда ребёнок создает игруш-
ку, размещая и наклеивая мелкие детали (украшения на стенках
корзинки, окна у домика) и когда конструкции размещаются на
определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т. д.). Таким
образом, формирование пространственных представлений в кон-
струировании происходит на наглядном материале. Однако, бо-
лее сложные конструктивные задачи : выполнение модели в но-
вом положении, работа с выкройкой) требуют уже некоторого
отвлечения от непосредственно воспринимаемого, т. е. более
сложной мыслительной деятельности.
В процессе обучения конструированию у детей вырабатыва-
ются и обобщенные способы действий:
-целенаправленно обследовать предметы или образцы по-
строек, игрушек.
- сравнивать их между собой и расчленять на части,
-видеть в них общее и различное,
-находить основные конструктивные части, от которых за-
висит расположение других частей,
-планировать работу, представляя ее в целом,
- контролировать свои действия, самостоятельно исправ-
лять ошибки,
- делать умозаключения и обобщения.
Все это делает процесс конструирования организованным
При обучении детей конструированию развивается плани-
рующая мыслительная деятельность, что является важным
фактором при формировании учебной деятельности. Дети, кон-
струируя постройку или поделку, мысленно представляют, каки-
ми они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в
какой последовательности.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций
однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский
сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для разви-
тия творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает
как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в
них и общие и различные признаки, и осуществляет это в опреде-
ленной последовательности. Такой характер деятельности явля-
ется основой, позволяющей детям искать способ самостоятельно-
го изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в
игре.
В процессе занятий конструированием дети усваивают пра-
вильные геометрические названия деталей строительного набора
(куб, брусок, пластина и т. д., узнают об особенностях геометри-
ческих тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные
две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника
противоположные стороны равны и т. д.
Конструирование способствует совершенствованию речи де-
тей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами,
учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе кон-
струирования дети учатся правильно обозначать в слове названия
направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. п.,
овладевают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «ши-
рокий — узкий»,«длинный — короткий».
Конструирование на занятиях и в играх является средством
не только умственного воспитания, но и формирования мораль-
ных качеств личности ребенка. Конструктивная деятельность
является средством нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются такие важные каче-
ства личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива,
упорство при достижении цели, организованностьорганизованность
Обучение старших дошкольников сооружению построек, из-
готовлению различных игрушек из бумаги и других материалов
для подарка малышам, маме, бабушке, домиков для птиц и жи-
вотных воспитывает у детей определенную направленность нрав-
ственных чувств (заботу о людях, птицах, животных).
Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значе-
ние для организации дружного детского коллектива. На занятиях
дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят
игрушки для елки, для макетов на разные темы, например «Наша
улица», вместе строят мост, театр и др.). В этом случае деятель-
ность детей направлена на достижение общей цели. Для этого
требуется умение договариваться о предстоящей работе, распре-
делять обязанности, в нужный момент оказать помощь товари-
щам, мотивировать свои предложения. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руковод-
ства конструктивными играми детей совместная их деятельность
предоставляет большие возможности для воспитания первона-
чальных навыков работы в коллективе.
Нравственное совершенствование происходит в тесном
взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином
процессе решается задача всестороннего, гармонического разви-
тия ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование.
Оно способствует формированию таких ценных качеств лично-
сти, как самостоятельность, инициатива, организованность и от-
ветственность при выполнении задания. На занятиях конструиро-
ванием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, уме-
ние выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответ-
ствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг
с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя, детей на экскурсиях с современными зданиями и с некоторыми сооружениями и постройка-
ми (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров, а
также доступными для их понимания архитектурными памятниками. ками (Московский Кремль, Большой театр и др., воспитатель имеет возможность развивать :
художественный вкус ребят, вызывая у них эстетическое
наслаждение при рассматривании красивых сооружений,
любить архитектурные богатства своего города, страны,
беречь их,
у детей развивается понимание целесообразности архи-
тектурных решений,
умение восторгаться архитектурными богатствами и по-
нимать, что ценность любого сооружения заключается не только
в соответствии его практическому назначению, но и в его оформ-
лении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых
сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Создание поделок из природного материала и сбор его в про-
цессе экскурсий в лес, парк способствуют воспитанию у детей
особого отношения к природе, умения видеть красоту цвета и
форм, целесообразность их сочетаний.
Целенаправленное и систематическое обучение детей кон-
струированию способствует формированию у ребят умения
учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не
только в получении результата, но и в приобретении знаний и
умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные
изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в
основном в способности произвольно управлять своими познава-
тельными процессами (направлять их на решение учебных задач,
в достижении определенного уровня развития мыслительных
операций, способности систематически выполнять умственную
работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
В процессе конструирования осуществляется физическое со-
вершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых
разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным
подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся
быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза.