Злата Курманова
Значение русской народной игрушки в коррекции и развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка – традиционный элемент процесса образования. Через игрушку и игру ребенок узнает мир, адаптируется в обществе. Русская народная игрушка имеет свою историю, которая подтверждает, что она не случайное явление, а значительная часть народного искусства, имеющая свои традиции, но несправедливо забытая.
Публикация «Значение русской народной игрушки в коррекции и развитии дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игрушка – элемент терапии в работе с детьми. Увеличение количества детей с ОВЗ заставляет высококлассных специалистов искать новые, более эффективные направления, приемы и методы коррекции.
Игрушки развивают глазомер, ловкость, силу, координацию движений, общую и мелкую моторику, согласовывают разнонаправленные движения обеих рук, ног, движения и речь. Сами по себе они служат мощным средством развития нейронных связей, выступающих основой совершенствования высших психических функций.
При этом использование русской народной игрушки не требует специального обучения и присутствия специалистов.
Своими возможностями (волчок на высокой ножке двигается по комнате, фурчалка, быстро крутясь, гудит) она завораживает ребенка, создает мотивацию повторить чудесное действие, самостоятельно управлять ею. Ребенок действует не по показу, не по просьбе взрослого, а по своей инициативе. Он не выполняет движений, хоть и очень полезных, но не демонстрирующих результат.
Ребенок, учась запускать игрушку, видит результат своих стараний и действий, что дополнительно создает положительный эмоциональный фон. К тому же движение некоторых игрушек (фурчалок, волчков, кубарей) плавные и динамичные, что успокаивает.
Это объясняет то, что некоторые дети любят длительное время наблюдать за ними. Можно сказать, что игрушка – доступный, привлекательный и эффективный элемент развивающей среды. Взаимодействие средовых и биологических факторов для каждого ребенка индивидуально.
Народная игрушка настолько универсальна, что имеет несколько вариантов действий с ней, и становится доступной ребенку и младшего и старшего возраста.
Так как большинство игрушек предполагает физическое действие с ней, то и развивающий эффект в первую очередь воздействует на моторную зону.
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Исследования Л. А. Венгера, Н. С. Жуковой, А. В. Запорожца, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показали, что движения играют важную роль в психическом развитии ребенка с первых месяцев жизни.
На основе движений и действий формируются процессы восприятия, что создает основу для развития более сложных видов движений и деятельности, которые, в свою очередь, способствуют становлению более сложных форм восприятия и формированию понятий. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает мозг, что способствует более интенсивному психическому развитию ребенка.
Двигательная зона служит основой развития речи, через нее нельзя перешагнуть, поэтому с точки зрения нейропсихологии логично в начале коррекционного процесса отдатьпредпочтение именно двигательным методам.
В 3 – 7 лет активно формируются основные двигательные, гностические и праксические системы. предлагая ребенку в этот период игру с русской народной игрушкой, элементами движения и речи, мы создаем среду, адекватную ее потребностям.
Например, используя такую игрушку, как фурчалка, можно решить следующие задачи: развить ловкость, моторику, координацию движений, усидчивость, фонетический и темпоритмический слух.
Преимущества использования русской игрушки :
- многофункциональность (одну игрушку можно использовать как забаву, тренажер для развития моторики, элемент сюжетно-ролевой игры);
- вариативность целевого использования (развитие ловкости, внимательности, усидчивости, пространственных представлений, моторики, сенсорных компонентов и т. д.);
- возможность применения в разном возрасте (игрушка, как правило, включает в себя несколко вариантов деятельности с ней, от упрощенного для дошкольного, до сложного, доступного не каждому взрослому);
- возможность регулирования трудности задания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка;
- использование индивидуально и в группе, самостоятельно и под руководством взрослого.
Русская народная игрушка рассматривается, в основном, как элемент культуры, имеющий художественную ценность и значимость.
Однако, хотелось бы вернуть ей ценность практическую, исторически доказанную.
Игрушка решает задачи социально-коммуникативные, познавательные, речевые, художественно-эстетические и физические. Она соответствует принципам, предъявляемым к игрушкам в современном образовательном пространстве: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности.