Галина Агапова
Значение дидактической игрушки в сенсорном развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогает достичь максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Игры детей с ОВЗ с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. играют огромную роль в их сенсорном развитии. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Публикация «Значение дидактической игрушки в сенсорном развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:
-умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;
-развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);
-развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;
-развитие познавательной активности (любознательность);
-воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. п.).
Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т. п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка
Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки,формируют совершенствуют мелкую моторику пальцев.
Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Дети с ОВЗ познают свойства предметов (большой — маленький, их качества (твердый — мягкий; легкий — тяжелый, их количество (один, много, мало, их форму (шар, куб, круг, кольцо).
Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны педагогом. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.
Для занятий можно использовать пять видов дидактических игрушек :
1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр., Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.
2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме ( объемные геометрические фигуры: шары, кубы и пр.).
3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.
4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр.
5. Игрушки сюжетные : куколки, машины, елочки, овощи, фрукты и т. п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма).
Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображении.
Таким образом, занятия с дидактическими игрушками помогают :
- сформировать практический опыт при действиях с предметами
-выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы
-учить действовать с предметами осмысленно
Следовательно, занятия с дидактическими игрушками оказывают всестороннее воздействие на развитие детей с ОВЗ.