Оксана Логачева
Значение артпедагогики в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач, которые решает ФГОС ДО – это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Как же открыть ребёнку уникальный мир творчества, который запомнится ему на всю жизнь? В этом нам помогут арт-методы – это занятия, способствующие творческому самовыражению ребёнка. При работе с детьми можно использовать следующие методы:
Публикация «Значение артпедагогики в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Сказкотерапия – прекрасное средство для развития у ребёнка коммуникативных навыков, фантазии и словотворчества.
Изотерапия – можно сделать обычное рисование необычным: создавать картины с помощью отпечатков; лепку из пластилина можно превратить в создание героев сказки или мультфильма, лепить тарелочки; из солёного теста – булочки и пирожные для игрушечной булочной.
Игротерапия – средство для развития мышления, моторных навыков, воображения.
Музыкотерапия – метод для релаксации, развития чувства эмпатии.
Важно, что для таких занятий не требуется специальной подготовки.
Взаимодействие с детьми при помощи арт-методов проходит очень плодотворно и интересно. Это замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи, на развитие познавательных и психических процессов, сенсорных навыков.
Артпедагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.
Артпедагогика обладает большим арсеналом приемов и методов стимулирования положительной мотивации художественной деятельности:
показ готового образца (например, в изобразительной деятельности показ готового продукта деятельности — рисунка, аппликации, лепки; в художественно-речевой — образца сказки, стихотворения; в музыкальной — исполнение песни, танца и др.);
применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (например, предложение сочинить загадку, попевку, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т. д.);
использование занимательных упражнений;
проблемно-поисковые методы (помогают развивать художественно-творческие способности детей, реализовывать их потребности, связанные с различными видами художественной деятельности, позволяют направить детей на поиск тех средств художественной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют создать яркие образы в рисунке, лепке, в дизайне, при сочинении сказок, стихов, попевок, собственных танцевальных композиций, при сценическом воплощении персонажей);
игра (являясь методом стимулирования художественной деятельности, может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к разнообразной художественной деятельности);
методы стимулирования поведения детей — поощрение, порицание, наказание, которые применяются в разной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др. Цель поощрения — побудить ученика лучше, интереснее, активнее работать, направляя свои усилия на благо самому себе и окружающим. ;
метод создания «ситуации успеха», под которым понимается субъективное чувствование, состояние удовлетворенности итогом художественной деятельности. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева; исполнение любимой песни или слушание музыкального произведения, а также чтение стихов и т. д. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет.
Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе раз.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что артпедагогика и артметоды используемые воспитателями в работе с детьми способствуют сплочению детей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формированию здоровой психики, настроения, развитию творческой инициативы и самостоятельности.