Роговая Лидия
Значение артикуляционной гимнастики для детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика является важным этапом развития речи у детей. С самого раннего возраста ребенок начинает делать разнообразные движения языком, губами и челюстью, сопровождая их диффузными звуками. Эти движения являются первым шагом в развитии речи и играют роль гимнастики для органов речи в естественных условиях.
Публикация «Значение артикуляционной гимнастики для детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Язык является главной мышцей органов речи, и он должен быть достаточно развит, чтобы выполнять точные и целенаправленные движения, необходимые для произношения звуков. Нарушения звукопроизношения могут негативно сказываться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка, затруднять его развитие и общение со сверстниками. Поэтому рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше, чтобы предотвратить такие проблемы в будущем.
Артикуляционная гимнастика включает специальные упражнения, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики - развить полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, а также умение сочетать простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Именно поэтому выполнение артикуляционной гимнастики помогает развить правильное произношение звуков более быстро.
Артикуляционную гимнастику рекомендуется выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как движется его язык. Для нас, взрослых, произношение звуков является автоматическим навыком, и мы не задумываемся, где находится язык в данный момент. Однако для детей важно визуальное восприятие и постоянная практика, чтобы они научились автоматически выполнять правильные движения.
Рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой ежедневно по 5 минут, предпочтительно два раза в день - утром и вечером. Лучше всего проводить занятия в игровой форме, чтобы поддерживать интерес ребенка. Важно не переутомлять органы речи, поэтому упражнения не должны вызывать излишнего напряжения. Если качество движений снижается или происходит утомление, необходимо временно прекратить выполнение упражнения.
Дозировка и количество повторений должны быть индивидуальными для каждого ребенка и для каждого периода работы с ним. На начальных занятиях можно ограничиться двумя повторениями из-за повышенного утомления тренируемой мышцы, а затем в процессе занятий постепенно увеличивать нагрузку.
Артикуляционная гимнастика играет важную роль в формировании речи у детей и коррекции нарушений звукопроизношения. Регулярные тренировки помогают развивать точность, силу и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, способствуют улучшению произношения звуков и укреплению речевых навыков у детей.