Юлия Ляпина
Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимым условием для чистого звукопроизношения являются упругие, подвижные сильные органы артикуляции — язык, губы, мягкое небо. Все органы речи состоят из мышц, которые можно тренировать так же, как и мышцы рук, ног, спины. Для этого существует специальная гимнастика — артикуляционная. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению
Публикация «Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» размещена в разделах
мышц органов артикуляции, подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Кроме того, артикуляционная гимнастика является обязательным подготовительным этапом при постановке звуков. Она помогает сформировать правильный артикуляционный уклад для произнесения того или иного звука, т. е. важно подбирать комплекс упражнений, исходя из того, какой звук не может произносить ребенок. Также важно соблюдать последовательность при подборе упражнений — идти от простого к сложному. Сначала упражнения следует выполнять в медленном темпе и обязательно перед зеркалом для контроля своих движений. На первых занятиях можно ограничиться лишь 2-3 повторами выполнения упражнения. Ведь самое главное, чтобы оно было выполнено качественно. При этом некоторые упражнения могут не получаться с первого раза даже у взрослого, для их выполнения нужен определенный навык. Постепенно количество повторов необходимо увеличивать до 10-15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, зрительную опору в виде зеркала можно убрать. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, а лучше — два раза в день.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
(для общего укрепления артикуляционных мышц)
1. Лягушка.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
2. Хоботок.
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
3. Лягушка-Хоботок.
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
4. Окошко.
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. Лопаточка.
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
6. Иголочка
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
7. Лопаточка-Иголочка.
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
8. Часики.
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
9. Качели.
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
10. Лошадка.
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.