Емельянова Светлана
Проект «Зимующие птицы нашего посёлка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
В период дошкольного детства происходит формирование основ экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Публикация «Проект „Зимующие птицы нашего посёлка“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Мое село, мой поселок
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории родного поселка. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 17 опрошенных воспитанников меньше половины группы (5 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, (4 ребенка) смогли узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова, (8 детей) смогли вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. Большинства опрошенных детей не знают, зачем нужно кормить птиц, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно мы с ребятами решили узнать о зимующих птицах и помочь им пережить зиму.
Объект проектной деятельности зимующие птицы нашего посёлка
Предмет проектной деятельности количество прилетающих птиц на кормушки детского сада
Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах
Задачи проекта:
-Систематизировать и закрепить знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.
- Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.
- Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
- Развивать познавательные способности детей, учить проявлять любознательность и самостоятельность.
- Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
-Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
-Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
-Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.
Гипотеза В зимнее время корма мало, поэтому если постоянно подкармливать зимующих птиц, тем самым мы сможем помочь им пережить холодный период года и спасти от вымирания.
Ресурсы: презентации о зимующих птицах; создание картотеки стихов, загадок о зимующих птицах; наглядный материал (иллюстрации, картинки, фотографии) о зимующих птицах;
-изобразительный материал для продуктивной деятельности;
-художественные произведения о зимующих птицах;
-дидактические, словесные, подвижные, музыкальные, настольные, пальчиковые игры,
-игры- имитации.
Этапы проекта
I.Подготовительный:
• изучение методической, научно-популярной литературы;
• изучение и анализ психолого-педагогической литературы по развитию наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста;
• изучение интереса детей для определения целей проекта;
• постановка цели и задач проекта;
• определение необходимых средств реализации проекта;
• подбор наглядного материала (картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии) о зимующих птицах;
• подбор видеоматериалов о зимующих птицах («Зимующие птицы нашего края», «Покормите птиц зимой», «Птицы, которые остаются с нами зимовать»);
• подбор стихов, песен, загадок, рассказов, сказок о зимующих птицах;
• подбор дидактических, подвижных игр по теме проекта;
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды новыми материалами, атрибутами.
II.Практический:
• чтение художественных произведений: И. Тургенев «Воробей»; М. Горький «Воробьишко»; Н. Рубцов «Воробей», «Ворона»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; В. Бианки «Новая столовая»; З. Александрова «В птичьей столовой»; В. Даль «Ворона» (сказка); Г. Скребицкий «Воробей», «Ворона»; Н. Сладков «Сказки о птицах», «Волшебная полочка»В. Зотов «Ворона», «Снегирь», «Воробей», «Сорока»; В. Степанов «Синицы», «О чем поют воробушки», «Мой приятель воробей»…;
• разучивание стихов и песен о зимующих птицах;
• отгадывание загадок о зимующих птицах;
• рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок с изображением зимующих птиц;
• просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о зимующих птицах («Зимующие птицы нашего края», «Покормите птиц зимой», «Птицы, которые остаются с нами зимовать», «Воробьишко», «Растрёпанный воробей», «Жизнь птиц зимой»);
• беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Почему птиц стало меньше зимой», «Кормушка. Наши пернатые друзья», «Как человек заботится о птицах зимой?»,
• «Помощь пернатым в зимнее время», «Меню зимующих птиц», «Как ты заботишься о птицах?», «Что ты сделал доброго для птиц?», «Синичка -гостья нашего участка»,Трудно птицам зимовать»;
• Экспериментирование «Рассматривание птичьих следов», «Исследование птичьего пера»
• дидактические игры: «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Угадай птицу (загадки)», «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест?», «Что едят птицы?», «Кто прилетел к кормушке», «Каких птиц не увидишь зимой?»; «Чей след?»; настольные игры «Домино» «Птицы», лото «Зимующие птицы», разрезные картинки;
• подвижные игры «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Воробьи и ворона», «Птички в гнёздышках»;
• пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Птенчики в гнезде», «Весёлое путешествие»;
• рисование: «Снегири на ветках», «Воробей», «Синичка»;
• аппликация: «Вороны», «Снегирь, синичка на рябине», «Птицы на кормушке» (коллективная работа);
• лепка: «Птички», «Воробушки на кормушке»;
• конструирование из бумаги: «Снегирь», «Синички», «Воробьи», «Кормушка», «Птицы на кормушке»;
• самостоятельная деятельность по рисованию: обводки и раскраски «Зимующие птицы»;
• цикл наблюдений: за птицами на кормушке, за воробьями, сорокой, голубями, синичками, клестами на рябине, снегирём, наблюдение за следами на снегу;
• трудовая деятельность: изготовление кормушек (совместно с родителями, развешивание кормушек (совместно с воспитателем и родителями, чистка кормушек от снега, подкормка птиц (насыпать в кормушки корм, подвесить сало);
• ОД: «Птицы – наши друзья», «Зимующие птицы», «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?», «Стайка снегирей», «Птицы, которые остаются с нами зимовать».
III. Заключительный:
• оформление альбома «Зимующие птицы нашего посёлка»;
• участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»;
• участие в акции «Покормите птиц зимой»;
• выставка творческих работ «Зимующие птицы»;
• презентация проекта «Зимующие птицы нашего посёлка».
Ожидаемые результаты реализации проекта-
-Расширился кругозор детей о зимующих птицах посёлка Молодёжный (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
-У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.
-Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.
-Развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
-Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Родители:
-Изменение отношения к данной проблеме.
-Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.
-Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц», акции «Покормите птиц зимой»;
Конечный продукт проекта оформление альбома «Зимующие птицы нашего посёлка»;
Приложение №1
БЕСЕДЫ О ПТИЦАХ
«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»
Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.
Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.
Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?
Дети: нет.
Воспитатель: А кошка умеет прыгать?
Дети: Да.
Воспитатель: А летать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Так про кого я рассказала?
Дети: Про воробья.
Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?
Воспитатель:
Почему воробей – птица?
Что есть у птицы? (показать модель)
какого цвета грудка?
Чем покрыто тело?
Какого цвета перышки?
Какого цвета шапочка?
Что это? (показать клюв)
Какой клюв?
Зачем он нужен?
Что воробей клюет?
Зачем нужен хвост?
Зачем воробью глазки?
Кто у него враги?
Могут ли птицы прожить без еды?
Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?
Дети отвечают.
Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.
Воспитатель:
Кто это?
Какие они?
Они живые?
Что они едят?
А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).
Что она ест?
Много ли сейчас насекомых?
Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).
Какие птицы улетают?
Как их называют?
Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).
Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?
Так какие же птицы бывают?
Дети отвечают.
Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Наглядный материал: кормушки для птиц.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что это?
Зачем нужна кормушка?
Для кого они нужны?
Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.
Что ест голубь, воробей, синичка?
Так зачем подкармливать птиц зимой?
Дети отвечают.
Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО УЧАСТКА»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.
Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?
Дети: Синички.
Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.
Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.
Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).
Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).
Чем она питается?
Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.
Воспитатель. Так почему же синица – птица?
Дети отвечают.
Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»
Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:
Куда вышли дети?
Для кого они несли зерно?
Куда они насыпали зерно? Зачем?
Почему прилетели птицы?
Кому насыпали семечки?
Птицы были рады?
Так почему же надо подкармливать птиц?
Приложение №2
Н. Сладков
Сказки о птицах
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (Объяснить, что это птицы зимующие).
А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша облась как-будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!
Курорт «Сосулька»
Н. Сладков
Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.
— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!
Но Свиристель не согласен:
— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.
Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?
Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)
«Волшебная полочка»
Н. Сладков
Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!
Кто такой Добрый повелитель птиц?
Как им можно стать?
Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?
Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?
Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели? Приложение №3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Кто прилетел к кормушке»
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас висит на дереве?
Дети: Кормушка!
Воспитатель: А зачем нужна кормушка?
Дети: Насыпать корм птицам.
Воспитатель: Что мы можем насыпать в кормушку?
Дети: Хлеб, зернышки, семечки, пшено.
(На тарелке настоящие семечки, пшено, хлеб.
Дети по очереди насыпают угощение в кормушку.)
Воспитатель: Сейчас к кормушке на угощение будут слетаться птицы. Кто прилетел к кормушке?
Дети: К кормушке прилетел воробей. И т. д.
Воспитатель: Как одним словом называются все птицы? Почему их так назвали?
Игра «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
Дальше полетела и на место села!
Игра «Собери картинку»
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображено, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т. д.
Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?
Игра «Чей это голос»
Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?
Аудиозапись
Воспитатель: Чей это голос? (Ответы детей). И т. д.
Игра «Разукрась птицу»
Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?
Дети: Синица!
Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,
Дети: Желтого!
Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.
Воспитатель: Что мы сейчас делали?
Игра «Угадай-ка»
Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.
Игра «Веселый мячик»
движения по словам стихотворения
Ты катись весёлый мячик
быстро, быстро по рукам,
у кого весёлый мячик
называет птицу нам….
Игра Ворона и воробьи
Дети надевают шапочки воробьев и садятся вокруг стола, изображающего кормушку, один ребенок надевает шапочку вороны. Воробьи клюют зернышки и чирикают. По сигналу воспитателя: “Ворона!” – ворона находящаяся вне круга, летит к кормушке и прогоняет из нее (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев.
Игра «Кормушка»
Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка. (Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»). Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.
Чернокрылый,
Красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит. (сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем
Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Две синицы, воробей,
Шесть ворон и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
на каждое название птицы загибают по
одному пальчику.)
Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки
Приложение №4
КОРМУШКА ИЗ КАРТОННОЙ КОРОБКИ
Тоже очень простой вариант кормушки, который наверняка многие делали в детстве. В качестве основы подойдет любая коробка: из-под обуви, молока, сока или какой-нибудь техники. В принципе, такая кормушка делается абсолютно так же, как и из пластиковой бутылки, но она будет не такой практичной, от дождя и снега она может быстро развалиться. Нужно проделать одно или несколько окошек для входа и закрепить у него жердочку. Все - кормушка готова. Кстати, некоторые птицы больше доверяют открытым кормушкам, а не тем, у которых только одна «дверь».
ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА
Очень практична и симпатична кормушка, выполненная из деревянных дощечек или влагостойкой фанеры. Обычно ее выполняют в виде домика с треугольной крышей, но можно смастерить и более простую форму с плоским верхом. Итак, как сделать кормушку для птиц из деревянных дощечек? Для начала лучше нарисовать чертеж, на котором будут указаны все размеры, чтобы потом не напутать чего-нибудь. Кормушка будет состоять из крыши, боковых стенок и дна. Нужно выпилить все требующиеся детали и зашкурить их, если это необходимо. Затем идет этап соединения. Все детали можно скрепить при помощи клея или саморезов.
КОРМУШКИ-ГИРЛЯНДЫ
Такие кормушки для птиц своими руками подвешиваются за веревочку на деревья и представляют собой что-то съедобное. Понадобятся: формочка для изготовления, кормовые компоненты и основа, которая будет их склеивать.
Первый рецепт: Булку нужно размочить в воде и смешать ее с зерном, затем скатать шарики, прикрепить к ним веревки и отправить их в духовку, чтобы немного подсушить.
Второй рецепт Он на основе сала. Его топят на небольшом огне в кастрюльке. Когда сало растает, его смешивают с зернами, сухофруктами и переливают в формочки, в которые уже вставлены проволоки с веревками. Когда смесь станет холодной, формочки кладут в морозилку до полного застывания. Теперь съедобные кормушки можно развешивать на деревьях по одной или несколько, связав их в одну гирлянду.
Третий рецепт: Он на основе желатина, но делается все таким же образом. Желатин нужно залить горячей водой, смешать со съедобными компонентами и разложить по формочкам.
Четвертый рецепт: Готовится клейстер из воды и муки, наносится на небольшую деревяшку (в нее можно вкрутить крючок, обваливается в зернах.
ЧЕМ ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ ЗИМОЙ
В морозы птицам сложнее добыть не только корм, но и воду, поскольку она просто замерзает, поэтому важно мастерить не только кормушки, поилки для птицы тоже будут спасением. Если вы заметили, что к вам птицы прилетают полакомиться в определенное время, можете в кормушку поставить блюдце с кипятком. На морозе вода быстро остывает, поэтому никто не ошпарится. Теперь разберемся с тем, чем нельзя подкармливать птиц. Это жареное, соленое, пряное, острое и кислое. Также не рекомендуется давать черный хлеб, поскольку в мороз он плохо переваривается и закисает в зобу. Продукты, которыми можно кормить птиц: семечки подсолнуха (отличный источник энергии); кукуруза (помогает согреться, но постоянно таким продуктом кормить не следует); просо (пшено – то же просо, но без шелухи); овес; семена тыквы, арбуза, дыни; семена крапивы, репейника, лебеды, чертополоха и других сорных трав; несоленое сало, маргарин (это отличный источник калорий); орехи; отварные яйца (куриные или перепелиные); мед; вареный картофель; хлебные крошки; яичная скорлупа; корм для попугаев.
Правила «Как кормить птиц»:
1. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (никаких острых краёв, недоступность для кошки).
2. Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Зимующие птицы любят: арбузные, дынные семечки и семечки подсолнечника, свежее сало, овёс, пшено, хлебные крошки.
3. Нельзя кормить птиц солёными продуктами (от соли птицы слепнут) и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них). Мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. Корм должен быть свежим - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.
4. Корм должен быть защищён от непогоды, чтобы его не заносило снегом, не сдувало ветром.
5. Кормушку нужно регулярно чистить.
6. Необходимо следить, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Приложение №5
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Тема: «Рассматривание птичьих следов»
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов.
Воспитатель задает вопросы
Что это?
Кто их оставил?
Кто догадался?
Чьи это следы? А это?
Почему у воробья следы маленькие?
Почему тут следы кончились?
Тема: Исследование птичьего пера
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
Кто это?
Что есть у птицы?
Чем покрыты ее тело и крылья?
Зачем ей нужны перья?
На что перья похожи?
Что вы можете сказать о пере?