Жанна Тихонова
Зимний стадион как средство сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья наших воспитанников, их физическом развитии, для педагогов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 8 комбинированного вида города Североморск является важной и приоритетной, поэтому мы ищем новые и эффективные пути организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях Кольского Заполярья в зимний период.
Публикация «Зимний стадион как средство сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
На Севере снег порой лежит больше полугода, и коллективом было принято решение использовать это явление в своих интересах, так как оборудование спортивной площадки и участков во время заносов трудно использовать по назначению. Чтобы занятия физической культурой на улице были интереснее, вызывали положительный эмоциональный настрой, мы постарались построить и изготовить разнообразное оборудование из снега и льда, удовлетворяющие потребность детей в двигательной активности и развитию основных видов движения. В дальнейшем стало традицией дошкольного учреждения использовать снег для построек.
Педагоги МДОУ д\с № 8 из года в год стараются разнообразить строения из снега, которые без особых усилий и материальных затрат превратят занятия физической культурой и зимнюю прогулку в увлекательное, полезное, развивающее времяпровождение и помогающие решить физкультурно-оздоровительные задачи по развитию основных видов движения. На зимней площадке для проведения разнообразных занятий организованы снежные мини стадионы : «Ледяной стадион», «Зимняя тропа здоровья», «Цветной стадион», «Холодный стадион».
При правильном использовании зимних стадионов успешно решаются следующие задачи:
1. Укрепление дыхательной системы детей, формирование осознанных навыков регуляции дыхания, укрепление опорно - двигательного аппарата.
2. Осуществление профилактики простудных заболеваний.
3. Развитие двигательных способностей: выносливости, координации, силы.
4. Формирование внутренней потребности детей в движениях на улице в зимний период.
5. Знакомство и закрепление знаний детей о климатических, природных особенностях родного края, влияющих на здоровье человека.
6. Воспитание здорового образа жизни.
Мини «Ледяной стадион»
В центре площадки из плотно утрамбованного снега делаем кольцо диаметром внутри 2м, шириной 40-50см, высотой 10-15см.
На расстоянии 1,5-2м от кольца (по периметру) с противоположных сторон заливаем водой прямые одинарные и двойные дорожки длиной 3-4м. С других сторон выставляем разноцветные ледяные буи (чтобы их получить заморозили разноцветную воду в ведрах, после этого перевернули ведро и вынули осторожно получившиеся буи) устанавливаем их на расстоянии 40 см друг от друга на площадке.
Упражнения на ледяном кольце:
ходьба (обычная, высоко поднимая колени, приставным шагом вправо и влево, с перешагиванием снежных комочков, скользящим шагом, выпадами, в полуприседе);
бег (обычный, высоко поднимая колени, выбрасывая прямые ноги вперёд, с захлёстыванием голени, в разном темпе);
выполнение ОРУ, ОРУ, взявшись за руки;
упражнения на равновесие «Снежная карусель», «Летает – не летает», «Аист» и др. ;
игры «Кружок» (по типу народной игры «Чурбан», «Веселые зайки», «Быстро по местам», «Пингвины», «Перебежки».
Данные упражнения способствуют
1) укреплению костно-мышечного аппарата
2) развитию чувства равновесия
3) тренируют глазомер, координацию движений
Упражнения на ледяных дорожках:
• скольжение на одинарной дорожке «Конькобежец»;
• скольжение, отталкиваясь одной ногой с разными положениями рук;
• скольжение по дорожке с различными заданиями: полу-приседе, в полном приседании, боком, спиной вперед;
• упражнения «Вертушка» (вращение вокруг себя, «Ванька-встанька» (вставать и приседать, «Вьюга» (кружение вправо и влево, «Ласточка»;
• игровые упражнения «Проскользи – не упади!», «По дорожке»,
• скольжение парами на двойных параллельных дорожках дети выполняют вдвоем, держась за руки, помогая и поддерживая, друг друга.
Названные упражнения развивают и укрепляют зрительный, мышечный, вестибулярный аппарат, способствуют развитию сохранения устойчивого положения тела при перемещениях в пространстве; координации, ориентировке в пространстве, воспитывают самообладание, смелость
Упражнения с использованием буев:
метание от буя в ледяное кольцо разными способами;
ходьба с перешагиванием буев;
ходьба и бег «змейкой» между буями;
прыжки через буи с широко расставленными ногами;
игры «Кто быстрее до буя?», «Карусель», «Меткие стрелки», «Ловкие ребята», «Найди свой буй», «Перепрыгни – не задень», «Не попадись»
Эти упражнения помогают закрепить навыки выполнения ОВД, умению ориентироваться в пространстве, игры и и/у способствуют развитию беговых качеств
Стадион «Зимняя тропа здоровья»
Проложили по периметру вокруг ледяных построек. На одной стороне стадиона длинному снежному валу придали форму крокодила и залили его зеленой водой.
На другой стороне площадки построили друг за другом 5 валов, длина каждого 60см, ширина-10см, высота-20-25см.
На третьей стороне разместили разноцветные ледяные «буи» для ходьбы и бега «змейкой».
Упражнения на «крокодиле» выполняют дети самые разные, на сохранение равновесия, закрепляют различные виды ходьбы, бега: боком, приставным шагом, с высоким подниманием колен; прыжков, ползания на четвереньках.
( Педагоги не забывают о технике безопасности: совместно с детьми посыпают вал свежим снегом или слоем песка, чтобы не было скользко).
Упражнения с использованием пяти маленьких валов:
- перешагивания,
- прыжки,
- ходьба и бег «змейкой» и др.
Также ЗТЗ способствует развитию дыхательной, сердечно-сосудистой систем, ЦНС
«Цветной стадион»
Он интересен детям тем, что они принимают активное участие в его строительстве. В этом случае дети проявили творчество, сами придумывали дорожки различной конфигурации для ходьбы и бега и разметили их цветной водой по периметру площадки. На углах построили снежные (ледяные) колодцы высотой 15см для метания в цель цветных льдинок или комочков, различными способами. Цветные льдинки выполняются аналогично буйкам. На свободной стороне площадки сделали ледяную горку.
Игровые упражнения на «цветном стадионе» : по цветным линиям-дорожкам дети ходят, бегают, прыгают друг за другом, делают сложные повороты, сохраняя при этом равновесие. Бегать по дорожке нужно, точно наступая на линию, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди бегущего.
Игру можно проводить с любым количеством детей, можно провести упражнение как соревнование. Нарисовать несколько одинаковых по форме линий, а в конце каждой поставить цветные буи. Тот из играющих, кто первым выполнит задание (добежит, докатит мяч клюшкой и т. д.) до буйка, является победителем.
«Холодный стадион»
На них дети выполняют задания как на ледяных «степперах». Такие диски тоже просто изготовить. Тазики с плоским дном заполняем мокрым снегом на высоту 5-7см и утрамбовываем. После замерзания достаем их и проверяем на прочность.
Упражнения на ледяных «степперах» можно выполнять:
ходьба (вокруг диска, на диске, высоко поднимая ноги);
бег (вокруг диска, на диске);
ходьба и бег «змейкой» между дисками;
прыжки (на двух ногах, на одной, подскоки, перепрыгивание одной и двумя ногами);
повороты переступанием вокруг себя;
упражнение на равновесия: «Аист».
Ледяные диски можно использовать при проведении подвижных игр «Не оставайся на снегу», «Вороны», «Совушка» и др.
Упражнения на «Холодном стадионе» также способствуют укреплению вестибулярного аппарата, развивают способность удерживать равновесие при удержании статических поз, совершенствовать навыки выполнения ОВД.
Упражнения на степперах динамичны. Они насыщают и обогащают организм кислородом, укрепляют ЦНС, сердечно-сосудистую систему.
Таким образом, использование зимних стадионов помогает удовлетворить детскую потребность в движениях, разнообразить ее, укрепить физическое и психическое здоровье детей, воспитать привычку к здоровому образу жизни. А мне дает возможность проведения интегрированных оздоровительно-образовательных занятий, развивающих ловкость, координацию, выносливость; занятий, построенных на эстафетах, соревнованиях.