Папки-передвижки

Зимние народные игры в развитии дошкольников

Ольга Федюк
Зимние народные игры в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Зимние народные забавы на свежем воздухе окажут многогранную

пользу для физического и психического развития воспитанников ДОУ :

Игры развивают двигательную активность, тренируют мышцы ног, рук,

спины, развивают координацию движений, ловкость.

Активные занятия на свежем воздухе повышают детский иммунитет,

укрепляют сердечную мышцу, лёгкие. Играя, дети тратят много энергии, за

Публикация «Зимние народные игры в развитии дошкольников» размещена в разделах

счёт этого у них улучшается аппетит и становится более крепким дневной

сон.

Игры предусматривают определё нные правила: ребёнок учится

ориентироваться согласно обстановке, принимать быстрые решения.

Забавы воспитывают чувство коллективизма, стремление взаимодействовать

со сверстниками. Это особенно важно в период адаптации к детскому саду

или после длительного перерыва в посещении ДОУ.

Народные игры с раннего возраста позволяют приобщать

дошкольников к национальным традициям, что важно для его

патриотического воспитания.

Зимние забавы для воспитанников младшей группы.

Народные забавы для младшего дошкольного возраста не

предполагают каких-то сложных правил, точной координации движений.

Главное — чтобы малыши подвигались и им было весело.

При этом педагог должен обратить внимание ребят на то, что такими же

играми забавлялись дети на Руси много веков назад.

На прогулке можно использовать следующие варианты зимних игр.

«Снежная карусель»

На участке педагог вместе с воспитанниками сооружает небольшого

снеговика. Ребятами образуют вокруг него круг и представляют себя

снежинками.

Можно использовать ещё один вариант — поставить в снег высокий

шест, от которого отходит множество разноцветных ленточек (малыши

должны за них взяться).

По сигналу педагога малыши вначале медленно идут, затем побыстрее

и, наконец, бегут. Затем воспитатель побуждает сменить направление,

приговаривая «Ветер поменялся, и снежинки полетели в противоположную

сторону». Точно так же меняется темп движений. Затем взрослый объявляет

«Ветер теперь стих — и снежинки спят».

«Заморожу»

Ребята образуют круг и вытягивают вперёд ручки в варежках. Педагог

идёт по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух,

заморожу-заморожу». Дети же должны успеть быстро спрятать рукавички за

спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до

кого-то — значит, его «заморозили».

Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась

уличной забавой.

«Метелица»

Воспитанники становятся парами, повернувшись друг к дружке, и

держатся за ручки «лодочкой». Затем дети начинают кружиться под слова

воспитателя:

Метелица, метелица,

Снег по полю стелется!

Кто кружится, вертится –

Тот заметелится!

Задача дошкольников — подольше покружиться, не упасть. Конечно,

делать это слишком долго не нужно, чтобы у ребят не закружилась голова.

Однако такая забава хорошо тренирует вестибулярный аппарат,

вырабатывает чувство равновесия, скоординированность действий в паре.

Метание снежков.

Малыши лепят снежки. Воспитатель проводит на снегу линию, возле

которой выстраиваются все игроки. По сигналу педагога начинается метание

(в роли ориентиров можно использовать флажки либо разноцветные кубики,

а затем взрослый определяет, чьи снежки полетели дальше всех.

Зима, зима,

У ней белая коса.

С ней идут три тётки –

Белые поддё вки:

Метель, Вьюга да Пурга.

У тех тё ток есть слуга:

Злющий дядька Мороз,

Кого схватит — тот замёрз!

После приведённых слов дети разбегаются, а Дедушка Мороз их

хватает. Если он коснулся кого-то, значит, «заморозил» и забирает ребёнка в

центр круга. Конечно, игра простая, но она учит ребят быстро реагировать на

словесный сигнал.

После последних слов стихотворения малыши должны не растеряться,

а быстро разбежаться в стороны.

Народные игры для воспитанников средней группы

Конечно, в средней группе можно продолжать предлагать ребятам все

те же игры, но лучше их усложнить, например:

«Метелица».

Дошкольники образуют пары, но встают друг к дружке боком, сцепившись

локтями. В таком виде они и кружатся.

«Мороз».

Ведущим уже может быть ребёнок. Первую игру проводит воспитатель, а

тот, кого Мороз догнал первым, становится водящим.

Кроме того, вводятся новые увлекательные народные забавы.

Катание шаров.

Такую забаву хорошо устраивать после снегопада. Ребята разделяются

на команды (примерно по 5–6 человек) и распределяются по участку. По

сигналу педагога каждая группа принимается скатывать снежный шар. Через

некоторое время следует второй сигнал, и малыши подкатывают свои

большие шары к педагогу. Победителем становится группа с самым

огромным комом.

Большие снежные шары хорошо использовать для постройки крепости

или прочих сооружений, которые также можно применять в играх. Также

можно соорудить из них большого снеговика на участке.

Ребятня во все времена любила скатывать большие комья из снега.

«Колокольчик»

Взрослый подвешивает на веточку дерева либо турник колокольчик на

красивой ленточке. Ребята метают снежки в него, чтобы тот зазвенел.

Победителем станет тот, кто попадёт в колокольчик максимальное число раз.

Как вариант в игре могут участвовать две команды.

В средней группе дети уже могут метать снежки в цель — например, в

колькольчик, чтобы он зазвенел.

«Ловишки со снежками»

На снегу обозначается круг диаметром около пяти метров. Туда

становятся дети-участники. Водящий-ловишка (первый раз взрослый, а затем

дошкольники) стоит недалеко от круга и держит в руках корзинку со

снежками. По команде он начинает кидать их в игроков, а они должны

всячески увёртываться внутри круга. После того как снежки закончатся,

назначается новый ловишка из числа детей, которых не смогли достать

снежки. Ловишка метает снежки в детей, которые должны увёртываться от

них.

«Снежная башня»

Из снега (для этого он должен быть рыхлым и мокрым) строится

небольшая башенка длиной до метра (как вариант снеговичок аналогичной

высоты). Ребята разделяются на команды «защитников» и «захватчиков».

Первые загораживают свою «крепость», обороняясь картонками либо

ледянками, а вторые находятся на расстоянии от неё, угрожая снежками. Все

вместе дошкольники произносят :

Мороз Красный нос

Холод-стужу принёс,

На дороге начудил,

Башню снежную слепил.

Кто встал в кружок –

Бросай снежок.

После этого «захватчики» принимаются кидаться снежками в башенку

(каждый по разу, стремясь её разрушить. «Защитники» же отважно

отбивают атаку с помощью картонок, ледянок. Если башню не получилось

разрушить, команды меняются ролями.

Одни дети охраняют снеговика или башню, а другие пытаются его

разломать снежками.

«Льдинки, ветер и мороз» (игра пришла с Сибири и Дальнего Востока)

Вначале ребята, повернувшись друг к дружке, стоят парами и хлопают

в ладошки под слова воспитателя (один хлопок — в свои ладони, другой — в

ладони напарника) :

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят,

Дзинь, дзинь.

По команде «Ветер!» «льдинки» разбегаются, подпрыгивают, кружатся,

делают подскоки и пр. После же команды «Мороз!» дети быстро

выстраиваются в круг, образуя большую льдину — берутся за ручки.

Взявшись за руки в кругу, дети изображают большую льдину

Варианты для старшего дошкольного возраста

В старшей и подготовительной группе народные игры продолжают

усложняться. Водящими теперь всегда становятся сами дети, а не педагог.

«Царь горы»

Очень динамичная забава, в старину в неё играли в основном

мальчишки. Выбирается большой сугроб, или же специально строится

снежный холмик: высоты должна быть не менее метра. Цель каждого

участника — взобраться на его верх и не дать себя сбросить. В этой игре

разрешено толкаться, всячески бороться с соперниками, сбрасывать их вниз.

Царём горы становится участник игры, который продержится на верху

дольше всех.

Игра очень динамичная, силовая, поэтому больше подходит для

мальчиков

В подготовительной к школе группе можно использовать

усложнённый вариант — накануне слепить из снега огромный шар, полить

его водой. На другой день он будет скользким: на такую «гору» сложно

забраться, а не то, что удержаться, когда тебя толкают и пихают. Но от этого

игра ещё интереснее.

«Два Мороза»

Выбираются два Мороза — водящие. Они уходят в сторонку и

«засыпают». На противоположной стороне участка обозначается «домик»

детей (большой круг) : там они бегают, прыгают, кружатся и пр., пока Деды

Морозы спят. Но вот они «просыпаются» и громко говорят «Берегись,

заморожу!» и бегут к ребятам. Те должны быстро прибежать в «домик» и

спрятаться там. Кого один из Морозов догонит, того он отводит в свой дом.

Когда там окажется несколько детей, назначаются новые водящие.

В игре двое водящих, которые должны ловить остальных участников

«Варежка».

Все воспитанники становятся в круг, держась за руки. Выбираются

двое водящих: первый становится в круг, второй — за его границей. У

первого водящего в ручках находится варежка (не нужно снимать её с себя,

воспитатель даёт отдельную, в принципе, заменить рукавичку можно любой

другой вещью, например, небольшой мягкой игрушкой). Он должен бросать

её второму водящему, чтобы тот её поймал. Однако остальные игроки

мешают это сделать — поднимают руки, отбивают ими рукавичку обратно в

круг.

Водящие перекидывают друг другу варежку до тех пор, пока кто-то из

детей её не поймает или ею не выбьют первого водящего. Тогда ведущие

меняются.

С помощью обычной варежки можно организовать увлекательную

народную игру

«Каблучок» (народная игра Архангельской губернии)

На снегу взрослый обозначает круг диаметром примерно три метра.

Внутри становится ребёнок-водящий с небольшой льдинкой. Остальные

участники находятся за пределами круга и скачут на одной ноге, при этом не

переступая за черту. Дошкольники хором выкрикивают :

Против нашего двора

Приукатана гора

Водой полита,

Башмачком прибита.

Я по льду скок-поскок,

Отвалился каблучок,

Отвалился каблучок

И оставил свой следок!

После данных слов водящий кидает льдинку-каблучок за границы

круга, а игрокам нужно загнать ледышку обратно. Однако это непросто:

ведь передвигаться разрешается только на одной ноге.

Водящий может отбивать льдинку ногами или же клюшкой, которую

предлагает воспитатель.

«Коровка»

Это ещё одна русская забава с атрибутом-льдинкой. Аналогично дети

образуют круг, в центре которого находится водящий. Под ногами у него

льдинка (она называется «коровка», ребёнок старается пнуть её, чтобы та

попала в кого-то из игроков. Бросок сопровождается словами «Купи

коровку!». Задача участников — увёртываться от льдинки, но они не имеют

права убегать, а только подпрыгивать. Тот, в кого угодила льдинка,

становится новым водящим.

Гонки снежных комов

Если в средней группе команды детей скатывают снежные шары и

сравнивают их по размеру, то в старшем дошкольном возрасте уже можно

устроить весёлую эстафету. Участники делятся на две команды. Игроки

каждой образуют колонну, стоя один от другого на расстоянии пяти-шести

шагов. По сигналу каждая команда перекатывает большой снежный ком (они

скатываются заранее) от одного ребёнка к другому.

Когда снежный шар дойдёт до самого первого игрока, возглавляющего

колонну, ему предстоит докатить его до финиша — он обозначается в 10–20

шагах впереди. Побеждает, соответственно, команда, которая сможет это

сделать первой.

В старшем дошкольном возрасте можно провести уже гонки снежных

шаров.

«Петушиные бои» : двое детей-участников прыгают на одной ноге в

обозначенном пространстве (кругу, цель — вытолкнуть противника за

пределы круга. Или игра «Сорвать шапку» : участники могут стараться

сорвать друг с друга не шапку, а, например, картонную корону, одетую

поверх головного убора. Главное — подключить фантазию.

Зимние народные забавы — замечательный способ разнообразить

зимнюю прогулку в детском саду. Ребята получат массу позитивных эмоций

и смогут больше узнать о своих национальных традициях. Главное —

подбирать игры согласно возрасту детей, чтобы им было легко усвоить

правила и периодически их менять, чтобы впечатления оставались яркими.

Публикации по теме:

Народные игры зимой Башкирская народная игра «Липкие пеньки». Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают.

Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные»Фотоотчёт «Игры народные, игры хороводные» Хоровод – русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Знакомство с народными.

Фотоотчёт «Зимние забавы и игры» для всех дошкольников ДОУФотоотчёт «Зимние забавы и игры» для всех дошкольников ДОУ 28 января 2022 года прошли "Зимние забавы и игры" для старших дошкольников МБДОУ "Детский сад № 3 комбинированного вида" города Пикалёво.

Народные игры для дошкольниковНародные игры для дошкольников Ребенок, придя в этот мир впитывает в себя все человеческие способы общения,поведения,отношения,используя для этого собственные наблюдения,выводы.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Подвижные народные игрыПодвижные народные игры Потяг (белорусская народная игра) Игра с перетягиванием есть почти у каждого народа, но в Белоруссии она проводится по-особому и называется.

Сценарий досуга «Русские народные игры» для младших дошкольниковСценарий досуга «Русские народные игры» для младших дошкольников Цель: развитие двигательную активность посредством русских народных игр. Приобщение к народному фольклору. Задачи: закрепить умение действовать.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Зимние народные игры в развитии дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 19:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Зимние народные игры в развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Федюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД