Юлия Удод
Зимнее экспериментирование в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Зимнее экспериментирование в подготовительной группе
Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У воспитанников 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Старшие дошкольники любознательны, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании. Внимание и интерес детей поддерживают взрослые посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Детей подготовительной группы увлекает изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту, изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента и многое другое.
Публикация «Зимнее экспериментирование в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который сумеет заинтересовать детей, научит не только смотреть, но и видеть. Дети явно захотят узнать ещё больше. (слайд)
Прогулки с детьми будут плодотворными, интересными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если взрослый на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
Все дети, наверное, любят зиму. Ведь с приходом зимы на душе становится как-то светло: белые дорожки, деревья, будто белым покрывалом укрыты. Дети в ожидании зимы, так как их ждет много разных забав: катание с горки на санках и ледянках; катание на лыжах, коньках; игра в снежки, эксперименты со снегом.
№1 Замерзание жидкостей (слайд)
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
№ 2 Откуда берётся иней? (слайд)
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
№3 Почему снег греет? (слайд)
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
№4 Где лучики? (слайд)
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения. Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
№5 "Ледяной секрет" (слайд)
Цель:Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик»- различные картинки
Ход: Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом картинки. Дети отмечают, что все хорошо видно, так как лёд прозрачный. Предлагает достать картинку из-подо льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
№6 Лепка из рыхлого снега (слайд)
Цель: В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой.
Материал:Пластмассовые формочки и совочки (на каждого ребенка 2 формочки и 1 совок); подносы для формовки.
Ход: Взрослый вносит снег в помещение, предлагает рассмотреть его,потрогать. Спросить, какой он (холодный,рыхлый). Далее предложить сделать их формочек фигурки. Спросить получается ли. Почему получается?
Вывод: в морозную погоду на улице не получится лепить фигурки из рыхлого снега,а в помещении получится, потому что температура в помещении намного теплее,чем на улице.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало. (слайд)
Все мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не рассказать про это чудо!Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Экспериментирование помогает детям вести самостоятельные беседы, развивает речь, мышление; сближает детей.