Светлана Манаева
Конспект НОД «Зима в живописи, поэзии, музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД
I. Организационный момент
Звучит фрагмент концерта А. Вивальди «Времена года» - 2 часть, дети танцевальным бегом входят в музыкальный зал останавливаются полукругом.
Дети, я очень рада видеть вас в музыкальном зале! Сегодня к нам из сказки пришла Снегурочка давайте с вами песенкой поприветствуем друг друга и нашего гостя.
Дети исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте!».
Публикация «Конспект НОД „Зима в живописи, поэзии, музыке“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Рано утром мы приходим в детский сад.
Очень рады видеть здесь своих ребят.
И с улыбкой это утро мы начнём.
Всем здоровья пожелаем и споём.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.
II. Водная часть
/мотивационный этап – включение детей в познавательно – игровую деятельность при помощи игровой ситуации/
Снегурочка.
Здравствуйте, ребята! Я от Матушки - зимы принесла для вас журнал. Но вьюга налетела, вырвала некоторые странички и раскидала их по городу. Помогите мне их найти, одной мне просто не справиться.
Воспитатель.
Снегурочка, а как же назвался журнал?
Снегурочка.
Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белой.
А в санях сидит царица
Белоснежна, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Дети. Зима.
Снегурочка. Правильно Зима. (Отдаёт воспитателю). А журнал этот в картинках о зимушке-зиме.
Воспитатель. Я предлагаю вам дети сегодня стать журналистами и помочь Снегурочке.
Снегурочка.
А кто такие журналисты?
Дети. Ответы.
III. Основная часть /содержательный, деятельный этап/.
Снегурочка. Первая страничка журнала была литературной. Там были пословицы и поговорки о зиме.
Воспитатель. А найти их можно в библиотеке. Садимся в машины и отправляемся в библиотеку.
Упражнение «Автомобили».
Дети берут рули разложенные заранее по кругу, двигаются по кругу шагом, сохраняя дистанцию, затем садятся на стульчики.
На экране слайд «Библиотека»
Воспитатель. Мы с вами добрались до библиотеки. А вот страничка с поговорками и пословицами о зиме.
• Зимой солнце светит, да не греет.
• Мороз не велик, да стоять не велит.
• Деревья в инее - небо будет синее.
• Береги нос…. в сильный мороз.
Объяснить, что значит каждая пословица.
Воспитатель.
В библиотеке можно найти стихи о зиме. Кирилл прочитает нам стихотворение «Зимний вечер».
На фоне фрагмента музыки А. Вивальди «Времена года» 3 часть.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
Музыкальный руководитель.
Какое настроение прозвучало и в музыке и стихах?
Дети. Тревожное, вьюжное, угрюмое. Колючий характер музыки.
Воспитатель. Первую страничку мы нашли. Вкладываем их в журнал.
Снегурочка. А теперь мы должны оказать в картинной галерее.
Воспитатель. Чтоб по дороге не скучать будем дружно, танцевать.
Дети исполняют хоровод «Вот и пришла зимушка-зима»
Звучит фонограмма вьюги, ветра.
Воспитатель.
Как не приветливо встречает нас зимняя погода. Звук, какого природного явления мы с вами слышали?
Дети. Вой ветра, шум метели.
Воспитатель. Что вы почувствовали, когда слышали вой ветра, шум метели?
Дети. Холод, мороз, свежесть зимнего ветра.
Музыкальный руководитель.
Проговорим чистоговорку «Да наступили холода».
Дети проговаривают, а затем поют чистоговорку «Наступили холода»
Музыкальный руководитель.
Сколько снежинок разлетелось, возьмите по снежинке и подуйте на них. Старайтесь дуть на них долго, чтобы снежинка летела.
Дети выполняют упражнение на дыхание «Снежинка».
Воспитатель. Скажите снежинка, она какая?
Дети. Холодная, ледяная, пушистая, лёгкая, резная, нежная, хрупкая.
Музыкальный руководитель.
Возьмите по снежку споём песенку Снежок.
Дети исполняют попевку «Снежок».
Воспитатель. Давайте поиграем с вами в игру. Будем собирать снежки в корзину, и называть какая бывает зима.
Дети.
Морозная, снежная, веселая, суровая, пушистая, белая, холодная, вьюжная, красивая, колючая, серебряная, серебристая, волшебная.
Снегурочка. А вот и ещё одна страничка из журнала. Вкладываем их в журнал.
Воспитатель. Мы выяснили с вами, что зима бывает разной. И не заметно мы и оказались в картинной галерее. Проходите на стульчики.
И перед нами картина русского художника Игоря Грабаря (портрет) «Сказка инея и восходящего солнца» (картина). И нам предстоит сделать репортаж по этой картине. Не забывайте говорить целым предложением вы ведь журналисты.
Беседа по картине.
1. Какое время года изображено на картине?
Дети. На картине нарисована зима.
2. Что изобразил художник Грабарь на картине, которую назвал «Сказка инея и восходящего солнца».
Дети. Деревья, восход солнца, снег, небо.
Составим репортаж по картине.
На картине мы видим зимний пейзаж.
Нежные русские берёзки покрыты инеем, словно кружевными платочками.
Снег как шёлковый ковёр переливается нежно розовым цветом.
Ярко жёлтое солнышко, словно умылось в снегу и улыбается.
Небо от мороза окрасилось в нежно голубой цвет.
3. Какие цвета, /какую палитру/ красок использовал художник, чтобы нарисовать пейзаж?
Дети. Белую краску чтобы нарисовать снег, иней.
Жёлтую краску чтобы нарисовать солнце.
Розовую, нежно сиреневую.
4. Журналист Олег прочтёт свой репортаж.
Художник нарисовал зимний березовый лес. Белоствольные молодые березки покрыты пушистым инеем. В лучах солнца иней кажется розовым. На земле лежит снег. Он тоже переливается цветами радуги. Небо ясное, чистое, высокое, нежно-голубое. Видно, что это морозный день. От солнца разливается золотой свет.
Воспитатель. Молодец Олег.
Музыкальный руководитель.
5. Какое настроение у этой картины?
Дети. Настроение сказочное, волшебное, таинственное, доброе.
6. А журналист Артём знает стихи созвучные этой картине.
Музыкальный руководитель.
А вы знаете, что не только поэты и художники писали произведения о зиме. Композиторы, например, рассказывали музыкой. Послушайте отрывок произведения композитора П. И. Чайковского «Зимние грёзы». А Артём почтёт стихотворение.
«Зимнее утро», А. С. Пушкин
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Воспитатель. Молодец, Артём.
Музыкальный руководитель.
Журналисты вы обратили внимание, что на картине, в стихотворении, и музыке выражено какое настроение?
Дети.
Сказочное. Таинственное. Доброе.
Снегурочка.
Ребята, я слушала вашу беседу какие вы молодцы. Какие вы замечательные журналисты. А я ещё нашла странички из журнала.
Вкладываем их в журнал.
Воспитатель. А теперь Снегурочка мы вернёмся в детский сад. Нас ждёт творческая мастерская. Проходите, садитесь за столы. Превратимся в маленьких художников. И нарисуем для журнала пейзажи зимы. Созвучные с настроением картины И. Грабаря и музыкой П. И. Чайковского.
Показ и объяснение выполнения работы.
Воспитатель. У вас на столах лежат белый лист бумаги, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, баночка с солью, белый восковой мелок, влажные салфетки. Сегодня мы будем рисовать зимний пейзаж. А сделаем мы это необычным способом. Будем рисовать восковым мелком. Рисунок выполним при помощи мелка. Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого цвета. Дадим рисунку немного подсохнуть. Посыпать рисунок солью и дать высохнуть.
Самостоятельная работа детей
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель. Молодцы! Какие красивые картины получились у вас.
Музыкальный руководитель.
Пока ваши рисунки высыхают, я приглашаю вас поиграть в игру «Зимушка-зима».
Зимушкой сегодня будет….
Снежинками…
Соблюдайте правила игры Зимушка должна поймать снежинки.
За ворота Зимушку не выпускаем.
Дети играют в игру «Зимушка – зима».
Воспитатель.
Собирайте свои работы, мы их вложим в журнал и рассмотрим его.
Снегурочка.
Спасибо вам ребята за помощь. Оставляю в подарок вам книгу Зимы. А мне пора до свидания друзья.
III. Рефлексия.
Дети с воспитателем собираются вокруг журнала беседуют по его страничкам.
Где мы побывали, и что видели, о чём беседовали, что выполняли.
Музыкальный руководитель.
Наша встреча подошла к концу вам пора возвращаться в группу.
Под музыку дети выходят из зала.