Елена Миллер
Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ «Осень в поэзии, живописи, музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Осень в поэзии, живописи, музыке»
Пояснительная записка:
На занятии через эмоциональное восприятие разных видов искусства дошкольники закрепляют и обобщают знания об осени и ее признаках.
Дети слушают классическую музыку (творчество П. И. Чайковского,
А. Вивальди, рассматривают картины известных русских художников (И. И. Левитан, читают стихи русских поэтов (А. С. Пушкин, И. А. Бунин)
Через приобщение к лучшим образцам мировой культуры у дошкольников формируются основы духовно-нравственной культуры.
Публикация «Конспект открытого музыкального занятия в ДОУ „Осень в поэзии, живописи, музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Стихи про осень для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область - художественно-эстетическое развитие
2. Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности – «Осень в живописи, поэзии и музыке»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия:
- наглядные (демонстрация иллюстраций картин, портретов композиторов
показ музыкальных инструментов симфонического оркестра)
- словесные (беседы по слушанию музыки, чтение стихов)
- практические (упражнение, музыкально-ритмические движения,
восприятие музыки, музицирование)
3. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие - дети учатся совместному общению, умению высказывать свое отношение к различным видам искусства, умению совместно проявлять себя в творческих видах деятельности
Познавательное развитие: продолжение знакомства с творчеством композиторов А. Вивальди, П. И. Чайковского, с творчеством художника И. И. Левитана, с поэзией А. С. Пушкина.
Речевое развитие: расширение словарного запаса дошкольников, развитие образной речи детей.
Физическое развитие: развитие двигательной активности в танцевальных композициях
4. Возрастная группа: подготовительная к школе группа
5. Цель: раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи, музыки.
6. Задачи:
- воспитывать в дошкольниках чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию;
- закрепить и обобщить знания об осени и её признаках через эмоциональное
восприятие произведений искусства;
- учить детей рассматривать репродукции картин, слушать музыку, обращая
внимание на средства выразительности, использованные поэтами,
художниками и композиторами;
- будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное
мышление;
- побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её;
- совершенствовать умение понимать настроение музыкального
произведения, передавать его в движении;
- развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей;
- учить детей получать радость от общения с различными видами искусства
7. Планируемые результаты:
- сформированы представления об разных видах искусства (живопись,
поэзия, музыка)
- расширяют знания по музыкальной культуре, продолжая знакомиться с
творчеством композиторов
- дошкольники имеют представления о средствах выразительности поэзии,
живописи, музыки
- различают звучание и внешний вид различных инструментов
симфонического оркестра
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) проектор, фортепиано, музыкальный центр, аудиозаписи
9. Подготовка к образовательной деятельности (на занятии, в режимные моменты)
Наблюдения за осенними явлениями в природе.
Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени.
Разучивание стихов и песен об осени.
Оборудование и атрибуты: осенние листья; музыкальные инструменты: треугольники, колокольчики, металлофон; мультимедийный проектор, экран; музыкальный центр;
Музыкальный материал: пьеса П. И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”, 1-я и 2-я части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”,
Оформление зала: гирлянды из листьев.
Ход занятия:
Звучит музыка, дети проходят в зал, встают у стульчиков.
1.Музыкальное приветствие «Добрый день» (муз и сл. И. Меньших)
2. Вступительное слово музыкального руководителя:
- Сегодня у нас с необычное занятие. Мы будем с вами путешествовать. Куда? Пока это загадка. Но очень скоро вы её разгадаете. Я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и послушать!
Слушание: звуки «живой природы» - «звуки осени» (дождь, ветер, пение птиц)
Что вы услышали? Что это за звуки?
Ответы детей (шум дождя, шелест листьев, ветер, пение птиц)
Правильно, это звуки осени!
В одном прекрасном королевстве жили четыре феи-волшебницы: Зима, Весна, Лето и Осень. Каждая из них правила в строго отведенное только ей время. Наступила удивительная пора – пора волшебницы Осени. Созвала она художников, поэтов, музыкантов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?»
И каждый из них ответил по-своему.
Как вы думаете, что ответил художник? (нужны краски)
А поэт? (нужны красивые слова, сочетания слов, рифмы)
Композитор? (нужны музыкальные звуки)
«Хорошо!» - сказала Осень художникам. «Будут вам краски, а уж вы выбирайте сами…».
А поэтам Осень ответила: «А вам самые красивые рифмы, а уж вы выбирайте!
Ну а вам, музыканты много-много звуков, только вы выбирайте»
Ох, и непростую задачу задала Осень художникам, поэтам и музыкантам… Что же выбрали они для Осени?
На экране «Золотая осень» И. И. Левитана
- Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Посмотрите внимательно на картину русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
Какая здесь осень? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная)
Какие цвета красок использовал художник в этой картине? (светлые - желтый, голубой, зеленый)
Какое настроение у этой картины? (светлое, хорошее, радостное)
Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)
А можем ли мы услышать эту картину? (ответы)
Какие осенние звуки художник Левитан дает нам здесь услышать?
Подсказка: в начале занятия мы слушали с вами звуки природы. Какие из этих звуков подходят для этой картины? (щебетанье птиц, шелест листьев)
А дождь, ветер? (нет)
Рассматривая картину, мы видим березки с тонкими стройными стволами сплошь покрыты золотистой листвой. Среди деревьев тихо журчит прозрачный ручей, в котором отражается небо, облака, травы. Золотые кроны деревьев ослепительно блестят, купаются в темных лучах солнца. Тени наливаются синевой и прохладой. В воздухе чувствуется теплый осенний день. Мы невольно слышим шелест листьев и щебетание птиц.
Золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем, любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской. Это осень бодрящая, жизнерадостная, сказочная!
Ребята, точно такая же осень есть в стихотворении русского поэта Ивана Алексеевича Бунина “Осень”
А прочтет нам это стихотворение…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют
А между клёнами синеют.
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Ребята, как вы думаете, красивые рифмы подобрал поэт для описания теплой золотой осени?
На экране портрет Антонио Вивальди
Ребята, портрет какого известного человека мы видим? (ответы)
Мы с вами уже слушали музыку этого композитора
Итальянский композитор Антонио Вивальди посвятил Осени концерт для скрипки с оркестром! Он так и называется «Осень». В концерте три части. Сейчас мы послушаем небольшой фрагмент первой части.
Слушаем начало 1-й части Allegro концерта №3
А. Вивальди «Осень»
Какое настроение у этой музыки? (светлое, радостное, игривое)
Вот такую замечательную, красивую музыку выбрал музыкант для Осени.
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Передать в движении это радостное, слегка игривое настроение. Мы должны создать яркую, красочную, пеструю, разноцветную картину осени.
(Обсудить с детьми возможные движения: легкий бег, маленькие прыжки, поскоки, движения рук не плавные, можно встряхивать руками, «дирижировать», обратить внимание на форте и пиано.
Предложить детям атрибуты – осенние листья.
На экране- картины золотой осени
Танцевальная (ритмическая) импровизация «Краски осени» -
с листьями
(А. Вивальди 1-я часть концерта «Осень»)
(После исполнения обязательно похвалить детей)
Дети садятся на стульчики.
Но за теплой и сухой осенью наступают ненастные дождливые дни.
Природа быстро сбрасывает свой праздничный наряд.
На экране - портрет А. С. Пушкина.
Великий русский поэт А. С. Пушкин очень любил Осень. Он посвятил этому времени года очень много стихотворений. Послушайте одно из них.
Читает ребенок:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Какое настроение у этого стихотворения? (хмурое, грустное, тоскливое)
На экране – слайды картин поздней осени
- Ребята, а какое настроение в вы этих картинах? (тоскливое, хмурое)
Есть ли радость в этих картинах? (нет)
Природа словно увядает, притихает, готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Льют дожди, опадают листья, птицы улетают, сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.
Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
(А. Толстой)
- Послушайте фрагмент музыкального произведения…
Слушание П. И. Чайковский «Октябрь»
Какое настроение создает эта музыка? (грустное, тоскливое, печальное)
У нашей феи-волшебницы бывает разное настроение.
Осень бывает и теплая, радостная, золотая и грустная, тоскливая, печальная.
Звучит мелодия песни «Осенняя сказка» (ф-но)
Знакома ли вам эта музыка?
Давайте исполним эту песню. Но чтобы красиво ее исполнить, нам надо немного распеться. Предлагаю спеть «музыкальную лесенку»! Но когда мы «поднимаемся вверх» - спеть ярко, красиво, солнечно, как будто мы радуемся золотой осени- на звук «о-о», а вниз – на звук «у-у», немного печально, грустно, будто листва уже опала, нам грустно, что идут дожди….
«Музыкальная лесенка» - распевка.
Встаем. Поем стоя.
Песня «Осенняя сказка» - исполняем 1 куплет.
Работа над динамикой, звуком, выразительным исполнением.
Какой характер у этой песни? Какое настроение? Картину какой осени изображает композитор - золотой, яркой или унылой, тоскливой?
Наше путешествие подходит к концу. Я предлагаю вам поиграть на музыкальных инструментах. Поможет нам в этом замечательная музыка….
Звучит начало «Вальса» Е. Доги.
Эта музыка вам знакома. Это вальс. А как вы думаете, картину какой осени можно представить, слушая эту музыку? Что можно представить слушая эту музыку? (лес, деревья в ярких желтых листьях и т. п.)
Раздаю инструменты.
Исполнение «Вальса»
Вот и закончилось наше путешествие…Мы слушали музыку, стихи великих поэтов, увидели картины русских художников.
Осень – удивительное время года! Может вызывать самые разные, даже противоположные настроения.
А какой видите осень вы? Я предлагаю вам в группе нарисовать картину вашей осени. Уакой видите ее вы?.
Звучит музыка. Дети уходят.