Аревик Арутюнян
Конспект НОД «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 75»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: Экскурсия на выставку пейзажной живописи
«Красота природы»
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия на выставку пейзажной живописи „Красота природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Арутюнян А. А.
2017г.
Примерная основная образовательная программа: «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Возрастная группа: подготовительная к школе
Тема НОД: «Экскурсия на выставку пейзажной живописи «Красота природы»
Направление образования и развития (образовательная область) : познавательное развитие и художественно – эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять представления детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт); видах пейзажной живописи.
Закреплять умения детей высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, зрительное внимание и наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать картины по сходству.
Воспитательные:
Воспитывать у детей потребность в общении с прекрасным, способность испытывать, от увиденного радость, удовольствие, восхищение.
Доставить детям радость от встречи с прекрасным и от игровой деятельности.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества (рисунки пейзажа).
Оборудование: подбор репродукций картин : «Весна», «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова; «Ночь. Стога», «Торжество в небе», «Пруд в окрестностях Саратова», «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина, «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, «Мираж в степи», «В степи» П. В. Кузнецова, запись мелодии «Шторм», «Времена года» Антонио Вивальди; «Песня о картинах» музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера, мольберт - треножник, три белых листа с разноцветными рамками, волшебная кисть, лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.
Предварительная работа: знакомство детей с цветами спектра и их оттенками, с жанрами живописи, видами пейзажей; экспериментирование в изобразительной деятельности; рассматривание репродукций картин; чтение стихотворений о природе и о временах года; знакомство со словами «мольберт-треножник, пейзаж, живопись, натюрморт,эскиз, палитра, реставраторы, экскурсовод».
Ход НОД
Деятельность педагога-психолога Деятельность воспитанников Примечание
I.Вводная часть (мотивация)
Воспитатель и дети входят в группу. Приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребятки, как много у нас сегодня гостей, но не хватает еще одного важного гостя. Я загадаю вам загадку и вы сразу поймете, кто этот гость.
У него есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть,
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что он –
Выходит художник.
Художник. Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! А вы любите сюрпризы? Скорее ответьте.
Дети. Художник!
Дети: Да.
II.Основная часть
Художник: Тогда я приглашаю вас на выставку картин саратовских живописцев «Красота природы». Скажите мне, пожалуйста, как называются картины, на которых изображена природа?
Художник: Пейзаж – это жанр живописи. А какие еще жанры живописи вы знаете?
Художник: А что такое пейзаж, натюрморт и портрет?
Игра «Разложи по жанрам»
Художник: Молодцы, ребята! А сейчас, посмотрите, у меня есть картинки и три белых листа с разноцветными рамками. Давайте, разложим на лист с красной рамкой картинки для натюрморта, на лист с синей рамкой – для портрета, а на лист с зеленой рамкой – для пейзажа.
Игра «Что лишнее?»
Художник: Мы с вами вспомнили жанры живописи и можем пройти на выставку.
Ой, ребята, посмотрите – картины все упали, перепутались. Это, наверное, ветер залетел, похозяйничал. Ребята, поможете навести порядок?
Художник: Внимательно посмотрите и лишние картины уберите.
Игра «Выбери картины по цветам»
Художник: Картины лишние убрали, молодцы! Давайте расставим пейзажи. Стихотворение сейчас прочтём, картину первую найдём.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно.
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.
Как вы думаете, к какой картине можно отнести эти строки стихотворения?
Художник: А вы знаете, ребята, что такое эскиз?
Художник: На эскиз внимательно взгляните, картину вторую скорей отыщите.
Художник: Ребята, а что такое палитра?
Художник: Третью картину найдем по палитре.
На палитре только краски.
Художник в краски кисточку макал.
Пейзаж великолепный рисовал.
Художник показывает детям палитру с разноцветными кружками.
Художник: Назовите цвета и оттенки, которые художник использовал, рисуя картину.
Художник: Какая картина подходит к палитре по цветовой гамме?
Художник: Дети, а вы знаете, как получать новые цвета?
Игра «Получи новый цвет»
Художник: На палитру посмотри – сколько красок? Только три.
Красный, желтый, синий цвет! И других здесь красок нет!
А оранжевый, розовый, зеленый? А где серый и лиловый?
А любимый голубой, пригодился нам с тобой!
Знаешь, это не беда! Мы придумаем цвета!
Художник: Краски за руки возьмитесь и все вместе покружитесь! Вы, ребята, молодцы! Покружились от души. А теперь давайте за дело – расставлять картины смело!
Ребята, со временем, картины стареют, теряют свой первоначальный цвет, становятся тусклыми. Поэтому они нуждаются в ремонте. Знаете ли вы, как называется ремонт картин? И как называют людей, которые занимаются ремонтом картин?
Дидактическая игра «Реставраторы».
Художник: Сейчас вы станете реставраторами (взмах волшебной кистью). Отреставрируйте, пожалуйста, картины и найдете четвертую картину нашей выставки.
Художник: А следующую картину вы найдете по описанию
Горизонтальный формат картины подчеркивает протяженность и величественность пейзажа. Цветовая гамма насыщена темно-синими, синими, сине-голубыми, голубыми, сияющими белыми тонами. Это создает ощущение холодной величавой торжественности, нетронутости, звенящей тишины и покоя.
Художник: Шестую картину найдем по формату. Каким может быть формат?
Художник: И линия горизонта поможет вам найти картину. А что такое линия горизонта?
Художник показывает лист с нарисованной линией горизонта в горизонтальном формате.
Художник: Вот и осталась картина одна, холодна и необычна она. Скажите, кто художник и как называется она?
Художник: Ребята, посмотрите - все картины расставлены. Спасибо вам за помощь! Выставка готова. Осталось выбрать того, кто расскажет нам о картинах. А кто в музеях рассказывает о картинах?
Художник: Выберем нашего экскурсовода с помощью игры «Назови больше». Мы по очереди будем рассказывать о том, что изображено на картине «Мираж в степи» Кузнецова П. В., какие средства выразительности и цветовую гамму использовал художник. Начинаю я. Эта картина о том, какие явления происходят в степи, как человек, оказавшийся в степи один, хочет поскорее выбраться оттуда.
Дети:. Пейзажи.
Дети: Натюрморт, портрет.
1-ый ребенок.
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш –
Обязательно картина называется пейзаж.
2-ой ребенок. Если видишь, что с картины,
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
3-ий ребенок.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, - знай, что это натюрморт
Звучит «Песня о картинах» (Музыка Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера.)
Дети раскладывают картинки, составляя тот, или иной жанр живописи.
Дети: Да.
Дети убирают «Натюрморт с белым кувшином» П. С. Уткина и «Портрет сына Глеба» А. И. Савинова, объясняя свой выбор.
Дети находят картину «В степи»В. П. Кузнецова, объясняют свой выбор. Ставят картину на 1-ое место.
Дети: Эскиз – это предварительный набросок, неоконченный рисунок.
Дети находят картину «Весна» В. Э. Борисова – Мусатова.
Дети: Палитра – это инструмент художника. Дощечка, на которую художник наносит кистью краски, смешивая их для получения различных оттенков. Может иметь отверстие для большого пальца.
Дети: Художник использовал зеленый, синий цвета и их оттенки – светло-зеленый, темно-зеленый, желто-зеленый, голубовато-синий, голубой, синий, темно-синий, коричневый и белый цвета.
Дети находят картину П. С. Уткина «Пруд в окрестностях Саратова»
Дети: Да.
Во время чтения стихотворения, дети (в соответствующих по цвету футболках) выходят к мольберту. Рассказывают стих и показывают из кружков (о + о = о), как получается их цвет.
1-ый ребенок. Оранжевый цвет.
Хочешь рисовать морковь, а оранжевого нет?
Желтый с красным приготовь и получишь нужный цвет!
2-ой ребенок. Розовый цвет.
Чтобы розовый наряд Золушке нарисовать,
Смешивайте смело красный цвет и белый!
3-ий ребенок. Зеленый цвет.
Если нет зеленой краски, чтобы лес изобразить,
Начинайте без опаски синий с желтым разводить!
4-ый ребенок. Серый цвет.
Зовется краска черной сажей,
И так темно, что страшно даже.
В нее добавим краску белую,
И нарисуем мышку серую!
5-ый ребенок. Фиолетовый цвет.
Синюю краску с красной смешай,
Что получилось? А ну, угадай!
Удивляйся цвету новому – фиолетово-лиловому!
6-ой ребенок. Голубой цвет.
Чтобы волосы Мальвины были нежно-голубыми
Синий с белым разведите. Как красиво! Посмотрите!
Дети: Ремонт картин - это реставрация, а люди – реставраторы.
Дети складывают 3 картины из частей.
Двух картин на выставке нет. Подбирают нужную картину «Осенняя песнь» В. Э. Борисова – Мусатова.
Дети обсуждают и выбирают картину П. С. Уткина «Торжество в небе», объясняя свой выбор.
Дети: Формат картины может быть горизонтальным или вертикальным.
Дети: Линия горизонта это – это линия, где соединяются небо и земля.
Дети находят картину П. С. Уткина «Ночь. Стога»
Дети: Картина называется «Мираж в степи» Кузнецова П. В.
Дети ставят картину на последнее место.
Дети: Экскурсовод.
Дети продолжают высказывания.
Лучший рассказчик становится экскурсоводом и описывает любую на выбор картину.
III.Заключительная часть (рефлексия)
Художник: Ребята, вы молодцы! И жанры живописи знаете, сравнивать и находить нужную картину умеете, определять цветовую гамму картины можете и краски новые получить сможете. И я вам приготовил сюрприз – альбомы для рисования. Сейчас вы можете стать настоящими художниками и нарисовать свой пейзаж на любую тему.
Воспитатель «возвращает» детей в детский сад
Что запомнилось? Что было сложным? и т. д.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года». Дети рисуют и дополняют картинную галерею своими рисунками.
Дети делятся впечатлениями от экскурсии.
Ответы детей.