Лариса Александрова
Образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познавательное развитие.
Вид деятельности : непосредственно-образовательная
Возрастная группа : старшая группа
Тема: «Зима»
Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации к особенностям зимних природных явлений.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимних явлениях, приметах, об изменениях в
животном природе, о развлечениях зимой;
Публикация «Образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста на тему „Зима“» размещена в разделах
-способствовать развитию речи, познавательных интересов;
-воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать
помощь товарищу, самоконтроль;
-воспитывать у детей доброту, отзывчивость;
- развивать наблюдательность, учить детей вести календарь природы.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление;
Воспитательные:
- Воспитывать эстетический вкус.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать товарищей
Предварительная работа:
-целевые прогулки, ежедневные наблюдения;
-рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений;
-чтение произведений о зиме
- разгадывание загадок о зимних явлениях;
-беседы об изменениях в животном мире;
-составление описательных рассказов,
-заучивание стихотворений о зиме,
-знакомство с народными приметами и пословицами.
- чтение художественной литературы о зиме;
- наблюдение с детьми за природными явлениями и заполнение календаря.
Словарная работа:
сосулька, метель, сугробы, снежный ком, снежок, снежинка, снегопад, снежки, снегири; белая, холодная, нежная, резная, короткая, морозная, долгая, вьюжная, снежная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая.
Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову.
Активизация словаря: приметы зимы, дикие животные, спячка, линька, подшёрсток, маскировка.
Материалы и оборудование: компьютер, мольберты, цветные карточки для приклеивания на февраль, клей, альбомы о зиме.
Ход деятельности
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым людям.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро пусть длится до вечера!
Ребят, вам сняться сны? (да, сняться) И мне тоже. Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными снежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом, заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева?
Дети: Зима.
Воспитатель: А точно это зима? А может, это весна?
Дети: Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом.
Воспитатель: Вы правы, ребята. Спасибо, что помогли мне разобраться в моем сне. А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей – это «зимние» слова. Давайте назовем их! (Подбор «зимних» слов). Только, чур, не повторяться.
Дети: Снег, метель, лед, сосулька, снеговик, снежный комочек…
Воспитатель: Вы так много назвали «Зимних слов», что мне сразу вспоминается стихотворение Елены Михалькевич «Ах ты, зимушка зима». Кто хочет нам его прочитать? (ребёнок читает стихотворение) Как замечательно ты его прочитала Маша. Правда, ребята?
Воспитатель: А вы знаете, сто лет тому назад в России была тоже холодная и снежная зима прямо как сейчас. И жил в те времена сказитель Владимир Иванович Даль. Одним зимним вечером он написал сказку – загадку, хотите её послушать и попробовать отгадать? Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте.
В. Даль «Старик – годовик»
Вышел стрик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик - годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик - годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали рожь жать. Махнул старик – годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половинка крыла белая, другая – чёрная. Махнёт птица раз – станет светлым светло, махнёт другой – станет темным – темно.
1. Кто такой старик – годовик? (это год)
2. Сколько раз он выпускал птиц? (выпускал птиц четыре раза)
3. А почему четыре раза? (В году четыре времени года).
Назовите их. (зима, весна, лето, осень)
Что это за птицы вылетели из рукава старика – годовика? (это месяцы)
Какие это четыре крыла у каждой птицы? (каждый месяц имеет четыре полных недели)
Какие семь перьев в каждом крыле? (в неделе семь дней)
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – чёрная? (это день и ночь)
Вот мы и отгадали столетнюю загадку.
Физ. минутка «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять, (Шагают на месте)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Обеими руками показывают катание с горы)
А еще в снегу валялись. (Все дружно присели)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают одежду)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки – под
щеку).
Воспитатель: Замечательный зимний отдых. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы говорим о зиме. Скажите, какой первый месяц зимы? (декабрь)
А какой второй? (январь).
А третий месяц зимы как называется? (февраль)
Мы с вами целых три месяца заполняли календарь природы. А хотите посмотреть, какая у нас была зима? (дети подходят к мольберту)
(На мольберте три зимних месяца Декабрь и январь уже готовые цветные круги.)
Я знаю, что Варя хочет загадать нам загадку, слушаем мы тебя внимательно.
Назовите-ка, ребята,
Месяц в этой вот загадке:
«Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Месяц кончится и вот -
Мы встречаем Новый Год».
(декабрь)
Спасибо тебе Варя.
Ребята, обратите внимание, каким у нас был декабрь месяц, теплым или холодным?
Какого цвета больше? (зеленого)
Значит, декабрь был теплым. Температура не опускалась ниже 10 градусов. Такая температура зимой считается теплой.
А солнышко выглядывало в этом месяце? (да, выглядывало)
А снег выпал? (да)
Солнечных дней совсем было мало в декабре месяце. В народе что говорят про этот месяц?
(«Хмурень» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое. А может и потому, что декабрь последний месяц года, он уже хмурится, устал, дни стали короче, ночи длиннее. Сколько дел сделано за год).
Как называется второй месяц зимы? (январь)
А в январе у нас новый цвет появился на круге – красный. Что это значит? (морозные дни появились.)
Температура опустилась ниже 20 градусов.
Как называют в народе месяц январь?
(«Лютень», «студенец» - лютует стужа, трещат морозы).
Когда я была маленькая, жила в деревянном доме. Когда в январе наступали морозные дни, мы сидели и грелись у печки. А на улице мороз трещал, слышно было, как бревна трескаются. И мы боялись, что мороз к нам в дом зайдет.
Мы даже пословицы и поговорки знаем про этот лютый месяц. Ребята, попробуем вспомнить их.
Январь – самый холодный месяц года.
Месяц январь – зимы государь.
Январь году начало – зиме середина.
В январе и горшок на печи замерзает.
Январь ломонос – от мороза прячь свой нос.
Холодно и голодно в это время зверю и птице.
С. Маршак вот как пишет про январь месяц. Сережа, расскажи нам стихотворение.
Открываем календарь
Начинается январь
В январе, в январе
Много снега на дворе
Снег на крыше, на крылечке
Солнце в небе голубом
В нашем доме топят печки
В небо дым идет столбом.
Правильно вы все говорите ребята, а про какой зимний месяц мы еще не говорили? (февраль)
(На мольберте круг февраля месяца пустой, дети находят цветные карточки и приклеиваем диаграмму)
В феврале были морозные дни? (нет)
А холодные и теплые дни были? (да, приклеивают)
А снег шел в этом месяце? (да, шел снег)
А что в народе говорят про февраль месяц?
(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).
– Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка. Вот как С. Маршак пишет про такое время года. Ваня, прочитай нам стихотворение.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Замечательно, еще в феврале день рождение нашей армии, недавно приглашали пап на праздник.
Итог по месяцам:
- Какой самый теплый был месяц?
-Какой самый холодный?
-Какой солнечный?
-Какой самый снежный?
Сколько интересных событий, встреч, наблюдений было этой зимой. И про каждый зимний месяц мы с вами сделали альбомы для рассматривания. Давайте пригласим наших гостей за столы и покажем им наши альбомы.
Но ребята нам нужно следить за временем, потому что у нас еще много интересных занятий сегодня и поэтому мы поставим песочные часы и как только песок в них закончит течь, мы тоже закончим рассматривать альбомы.
Договорились? (да)
1. Декабрь (дети рассказывают про повадки животных, птиц зимой, как готовились к встрече новогоднего праздника)
2. Январь (рождество, колядки, крещение, как строили на участке зимние постройки, залили каток.)
Ребята, посмотрите какая береза красивая, вся в инее. Варя, мы знаем, что ты знаешь замечательное стихотворение Сергея Есенина про белую березу.
«Белая береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
3. Февраль (часто идет снег, как дворники и снегоуборочные машины первые выходили на улицы города и чистили снег. Вспомнить папин праздник 23 февраля.)
Как много разных событий произошло этой зимой, и какие замечательные у нас получились альбомы. А еще ребята, я хочу вас поблагодарить, что помогли мне разгадать сон, отгадали столетней давности загадку. Кто помнит, как она называлась? Чем вам ещё понравилось заниматься? Что вам еще запомнилось?
Зима у нас сегодняшним днем заканчивается, а завтра начинается весна.
Вводный этап. Планируемый результат
1. Проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности : игра, общение.
2. Может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств.
3. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.
Возможные риски.
1. Могут не проявить самостоятельность и инициативу в аргументировании признаков зимы.
2. Могут повторить синонимы.
3. При чтении стихотворения забыть слово или фразу.
Коррекционная работа.
1. В какое время года укрывается вокруг холодным белым покрывалом. В какое время года реки и ручьи скованы льдом.
2. Дать указания - не повторяться; задать дополнительный вопрос: «Какие зимние и природные явления мы знаем»?
3. Обратиться к детям с просьбой «подсказать».
Основной этап.
1. Проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно объяснения явлениям природы и поступкам людей.
2. Дети выносливые владеют основными движениями, могут контролировать своими движениями и управлять ими.
3. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире в котором он живет, знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы
Возможные риски.
1. Какие четыре крыла имеет каждая птица, какие семь перьев имеет каждое крыло.
2. Могут не назвать зимние месяцы по порядку.
3. Могут не отгадать загадку про месяц декабрь.
4. Дети могут не полностью раскрыть значение слова «хмурень».
5. Дети могут не вспомнить, как в народе говорят про месяц январь.
6. Не проявить себя в названиях пословиц и поговорок.
7. При чтении стихотворения забыть слово или строчку.
8. Могут перепутать цветовые обозначения температуры.
9. Есть вероятность, что дети не смогут дать разъяснения таким явлениям природы, как: метель, вьюга, пурга, поземка.
10. При чтении стихотворения С. Маршак забыть слово или строчку.
Коррекционная работа.
1. Обратиться к демонстрационному материалу «зимние месяцы» и дать разъяснения.
2. Обратиться к календарю «февраль», дать уточнения.
3. Использовать помощь взрослого с опорой на наглядность, задать вопрос в каком месяце мы встречаем Новый год или какой месяц год кончает.
4. Дать разъяснения с опорой на наглядность.
5. Использовать помощь сверстников, воспитателя.
Заключительный этап.
Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными мероприятиями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать, экспериментировать.