Светлана Ловягина
Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
▼ Скачать
Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа»
воспитатель Ловягина С. В.
Задачи занятия :
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Живая и неживая природа“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- продолжать закреплять знания детей о природе Земли : уметь отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы, уметь отличать их по признакам.
- познакомить с понятиям: «Спрятавшийся воздух»; Хрустальный песок
- закрепить представления о неразрывной связи человека с природой;
- развивать интерес к знаниям, развивать речь, умение правильно строить предложения, делать логические выводы, аргументировать свои ответы.
-воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, желание беречь все живое и не живое.
Раздаточный материал: халаты на каждого, песок по 2 ванночки на стол, лупы, вода в стаканчиках, губки,апельсин
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие друг друга:
Станем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
2. В. : Сегодня я хочу пригласить вас в детскую научную лабораторию, где мы с вами будем ставить опыты, выдвигать разные теории, гипотезы. Для начала вам надо надеть халаты, чтобы быть похожими на настоящих ученных!
(Презентация сл. 1 плюс музыка)И представим что научная машина переносит нас в лабораторию,где мы с вами узнаем много интересного и познавательного.
Для начала давайте посмотрим, как вы к этому готовы.
Чтение загадки:
Посмотрите, милые друзья, поле, речка и трава
Что находится вокруг, горы, воздух и листва,
Небо светло- голубое, птицы, звери и леса,
Солнце светит золотое, гром, туманы и роса
Ветер листьями играет, человек и время года-
Тучка в небе проплывает. Это всё вокруг (природа)
Природа - это всё то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Мы много говорили о природе, и вы напомните мне на какие две группы делится природа?
А для этого мы будем отгадывать загадки дальше.
1. Бел, как мел,
С неба прилетел
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег.)
2. Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце.)
3. Крашеное коромысло
над рекой повисло (Радуга.)
-В какой природе происходят эти явления? (В неживой.)
1. Не заботясь о погоде,.
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза.)
2. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живет,
И орешки грызет. (Белка.)
3. Кто растет в лесу
У дорожки?
Есть у них шляпки
И ножки. (Гриб.)
-К какой природе отнесем эти предметы? (К живой.)
Правильно ребята
3. Чем же живая природа отличается от неживой, давайте соберем признаки живой и не живой природы? (файл схема)
Живые:двигается,дышим,питаются,размножаются,гибнут
Не живая : Берем камень и прикладываем к каждому признаку живой природы
А). Приглашаю 1 ребенка даю мел, он его ломает, мела становится 2 куска
Приглашаю 2го ребенка даю 2 стакана, 1 пустой другой полный, приливаем на пополам
В. ;вы разделили мел и воду на 2 части, а что будет если разделить, например бабочку на пополам?
Ответ детей: погибают
В. : Можно так делать?
Ответ детей: нет
В. : Вот вам и вывод: Если с живй природой так обращаться, может случиться беда.
4. Дидактическая игра " Живое и неживое"
Для того, чтобы уточнить, как вы умеете разделять природу на живую и неживую, я вам предлагаю разделить картинки, прикрепленные на доске на две группы. Картинки, обозначающие живую природу мы будем прикреплять как лепестки к нарисованному на доске цветку. Акартинки, обозначающие неживую природу будут выполнять роль камешков у нарисованной горы. (На доске демонстрируется цветок, гора и карточки. Дети по одному выходят к доске и распределяют картинкук группам).
Мы дорисовали цветок и гору, а теперь перейдём к теме нашего занятия.
5. В. : Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы?
Как вы думаете, какой объект не живой природы вокруг нас?Руку в карман положишь, а он там?
Ответ детей: воздух
А давайте проверим, везде ли воздух может спрятаться?
Проведем эксперимент
Подходим к столу, где стоят стаканы с водой и рядом лежит мел. Дети отпускают мел в стакан и наблюдают, как из мела выходят пузырьки
В. : Почему они выбегают с воды
Ответ детей: это воздух
В. :Правильно. Вывод: Это воздух, который выходит из мела, он легче воды и поэтому поднимается в верх.
В. : а вот еще, куда может спрятаться воздух, показываю губку. Прошу 2 ребят опустить губку в прозрачную миску и увидеть, как из губки выходят пузырьки.
В. : позвать 1 ребенка, предложить ему опустить в воду апельсин.
В. : Выходит ли воздух из апельсина
О. р нет
В. : Что внутри апельсина?
О. Р. Сок., мякоть (вода)
В. : Давайте сделаем вывод: Где есть вода, там воздуху не быть!
6. Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька (вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать. ( следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает. (широко раскрыть глаза)
7. А как вы думаете ребята, какой объект не живой природы вас также нежно согревает, когда вы ездите на море? Еще вы любите в него играть?
Ответ д. : Песок
В. : Какой песочек на ощупь?
Ответ детей: Рассыпчатый
В. : Из чего состоит?
О. р. из камушков
В. : А давайте проверим! Предлагаю пройти ребятам к столу. Стоят: тарелочки с песком и лупы. Предлагаю сначала пощупать песок, а потом рассмотреть его в лупу.
В. : Что же мы видим.
О. р. : Песчинки
В. : А вы знали, что из песка можно сделать хрустальную вазочку?
Если очень внимательно рассмотреть песчинки, они похожи на микро стеклышки! А ели его разогреть на очень высоких температурах, не в масштабах нашей лаборатории. А большого завода. То можно получить стекло! (Можно показать на окна)
В. : Как вы думаете, как мы назовем эти предметы?
О. р. Предметы сделанные руками человека.
8. Д. и.
1сл. На кого похожи самолёт (птица)
2сл. На кого похожа машина? (насекомые)
3сл. Как сделали вентелятор (наблюдение за ветром)
4сл. Душ / дождь
5сл. Подводная лодка / кит
6сл. Коврик / травка полянка
Многие вещи человек перенял у природы!
9. Ф. минутка для закрепления темы
Живая природа : поднимаем ручки
Не живая природа : Стоим
Предметы, сделанные руками человека: садимся
В. :
Как вы думаете, предметы сделанные руками человека могут появится без человека?
Природа может существовать без человека?
А мы без природы?
10. Итоги занятия : Вот и подошло к концу наше занятие, и я надеюсь, что мы тоже будем помнить о том, что многое на земле зависит от нас с вами. И мы зависим от природы!
Спасибо вам господа ученые за наше научное заседание. Жду вас на следующее заседание для следующих открытий.