Лучший педагог года

Консультация «Жить в гармонии с природой»

Колтышева Татьяна
Консультация «Жить в гармонии с природой»

ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ

30. августа 2016 года подписано Соглашение о включении нашей дошкольной организации в пилотный проект по образованию для устойчивого развития «Межрегиональное сетевое партнё рство: учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность».

Учиться, чтобы знать

Учиться, чтобы уметь,

Учиться, чтобы жить.

Учиться жить вместе, вот основные идеи устойчивого

Публикация «Консультация „Жить в гармонии с природой“» размещена в разделах

За последнее столетие в значительной степени изменились и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир все больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, все реже общаются с природой. Это связано с уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни. В крупных городах детей окружают монотонные серые здания с геометрическими рисунками огромных стеклянных окон. Психологами доказано, что такое окружение способствует развитию психических заболеваний, стрессовых состояний, агрессивности детей и взрослых.

На заре своей юности человек был частью природы. Он и сейчас ею остается, хотя и живет преимущественно в искусственной среде. Современный человек стремится к природе и ищет ей замену : с рекламных щитов на нас смо-трят тигры, орлы, пантеры и собаки; столики в кафе сделаны из пластика под гранит; искусственные растения украшают магазины, улицы, детские игротеки. Но искусственный материал не способен передать гамму тактильных ощущений и запахов, свойственную его природным прототипам. В лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует. Только такое восприятие эффективно.

Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…». Наше будущее – это наши дети. Поскольку устойчивое образование дошкольников – это в какой-то степени образование для будущего, мы не знаем, КАКИЕ ИМЕННО ЗНАНИЯ ИМ потребуются в дальнейшем. Следовательно, нужно выстраивать процесс обучения так, чтобы ребёнок - дошкольник не только получал готовые сведения, но и добывал новые знания в процессе деятельности, научился учиться. Экологическое образование и формирование экологической культуры — гарант устойчивого развития общества и сохранения здоровья Человека.

Задачей экологического воспитания в ДОУ является: формировать представления детей о том, что человек - часть природы, ее друг и защитник; научить детей жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу «не навреди»; учить проявлять любовь к природе. Важно самому педагогу проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. При проведении занятий экологической направленности необходимо добиваться эмоционально - личностного восприятия родной природы, так как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия сохраняются надолго. И, как правило, дети проявляют живой интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе.

В рамках реализации сетевого партнёрства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность», цель

Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие ребенка в целом: формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Организационно-массовая работа

Мероприятия с детьми:

• Праздники и досуги

В нашем ДОУ проводится огромное количество экологических праздников и досугов. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

• Экологические спектакли

Экологические спектакли являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Театральное искусство, как метод вовлечения детей в активную природоохранную деятельность, позволяет использовать такие присущие детям качества, как стремление к подражанию, любовь к переодеваниям и желание общения со сверстниками. Дети с удовольствием участвуют в экологических спектаклях.

Инсценированные экологической информации позволяет дошкольникам глубже понять и запомнить её суть, вызывает простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать.

Наш детский сад тесно сотрудничает кинотеатром «Юность», где просматриваем фильмы на экологические темы, организовываются совместные мероприятия.

• Экологические сказки

В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.

Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции.

В ДОУ силами педагогов и дошкольников созданы экологические сказки: Почему плакала речка? Грустная история. Странная рыбка. Как люди речку обидели.

• Походы

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.

Поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых – эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности.

Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

• Экскурсии

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

• Неделя здоровья

Ежегодно проводится «Неделя здоровья», ставшая традиционной в ДОУ. Во время этой недели воспитанники участвуют в экологических акциях, готовят фиточай и пьют его, знакомятся с «полезными» растениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье, участвуют в развлечениях и досугах на свежем воздухе.

• Гурьевское лесничество

Тесную связь и дружеские отношения поддерживает наш детский сад с Лесничеством Гурьевского района. Сотрудники лесничества - частые гости в детском саду. Проведена совместная Акция «Посади дубок», с удовольствием играют с детьми в экологические игры.

Мероприятия с педагогами

• Участие в тропе здоровья

Педагоги и наши воспитанники, участвуют в «Экологической тропе здоровья».

• Семинар-практикум «Счастливые педагоги – здоровые педагоги»

В ДОУ прошёл семинар-практикум для педагогов, целью которого было активизировать эколого-оздоровительную деятельность, пропаганда здорового образа жизни, развитие корпоративной культуры.

• Участие в «Лыжне России»

Ежегодно педагоги ДОУ участвуют в городском мероприятии «Лыжня России», что способствует укреплению здоровья и приобщению к природе, т. к. проходит на территории лесного массива.

Мероприятия с родителями

• Акция «Чистый детский сад – здоровые дети»

Ежегодно в мае проводится акция по уборке территории ДОУ и его окрестностей. Родители, дети и педагоги совместными усилиями организуют трудовой десант по благоустройству территории детского сада.

• Общее родительское собрание «Экология и здоровье дошкольника»

• Акции, выставки, конкурсы

Очень важно привлечь родителей к участию в акциях, конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» и т. д.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система:

1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

2. Ежегодно проводим экологический праздник «День птиц». В программе праздника – конкурс «Лучший домик для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», Газета «ЭКОВЕК», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Результат:

• исследована экологическая обстановка в районе ДОУ;

• созданы условия для осознания взаимосвязи экологии и здоровья

человека;

• дети стремятся к сознательному отношению к своему здоровью.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, нужно вести детей от знакомства с природой к её пониманию, вызвать желание заботиться о растениях, о животных, воспитывать основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Приобретая необходимое оборудование, методическую литературу, создавая определенную развивающую среду, проявляя инициативу и творчество, изменив свое мировоззрение и свое потребительское отношение к природе – мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением. МЫ УЧИМСЯ ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ!

Такое особое внимание к проблемам экологического образования детей дошкольного возраста можно объяснить двумя основными причинами: 1).актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее сензитивный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой;

2) реализацией экологического воспитания, как непрерывного систематического процесса в течение всего периода дошкольного обучения. Следуя принципам: сезонности, системности, интеграции, возрастной адресности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, мы педагоги, формируем у детей представления об экологии, воспитываем любовь и бережное отношение к живому миру вокруг нас. Для успешного усвоения материала используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность, экологические праздники, акции, «экологическую тропу».

В нашем дошкольном образовательном учреждении стали традиционными экологические тематические дни: «День хлеба», «Ах, картошка, объеденье!», «День Земли», «День воды», «Горит костер рябины красной!», «День пчелы», «Синичкин день», которые в свою очередь играют важную роль в воспитании гуманных, гражданских чувств, растят знатоков Сибирской природы, расширяют и обогащают знания и умения детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Жить в гармонии с природой»Фотоотчет «Жить в гармонии с природой» Фото отчет «Жить в гармонии с природой» Шелехина Нина Сергеевна Как хорошо отдыхать на природе! Ходить в лес, плавать в речке. Но.

Играя, ребенок учится жить (Консультация для воспитателей)Играя, ребенок учится жить (Консультация для воспитателей) “Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания,.

Конспект НОД с детьми старшей группы (5–6 лет) по художественно-эстетическому развитию «В гармонии цветов»Конспект НОД с детьми старшей группы (5–6 лет) по художественно-эстетическому развитию «В гармонии цветов» Конспект НОД с детьми старшей группы (5-6 лет) по художественно-эстетическому развитию "В гармонии цветов". Цель:- Развитие творческого.

Конспект урока по окружающему миру «В гармонии с природой» «Природа. Ценность природы для людей» Первый урок в 3 классе по окружающему миру, УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Природа. Ценность.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой в феврале» Учимся наблюдать за изменениями в природе. Наступил февраль - самый снежный месяц зимы. Именно в феврале на улице завывают метели, крутят.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой в марте» Учимся наблюдать за изменениями в природе. Наблюдения за прилетевшими птицами. Если во время прогулок с ребенком в парке вы увидели скворцов,.

Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой»Консультация для родителей «Наблюдение за природой зимой» Уважаемые родители! Учите ребёнка наблюдать. Наблюдения являются одним из важнейших средств познавательного развития. Наблюдения расширяют.

Консультация для родителей «Знакомство ребёнка с природой» Природа это кладовая для обогащения детей. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный. С раннего возраста ребёнка окружает природа.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Жить в гармонии с природой»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 06:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД