Колтышева Татьяна
Консультация «Жить в гармонии с природой»
▼ Скачать
ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ
30. августа 2016 года подписано Соглашение о включении нашей дошкольной организации в пилотный проект по образованию для устойчивого развития «Межрегиональное сетевое партнё рство: учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность».
Учиться, чтобы знать
Учиться, чтобы уметь,
Учиться, чтобы жить.
Учиться жить вместе, вот основные идеи устойчивого
Публикация «Консультация „Жить в гармонии с природой“» размещена в разделах
За последнее столетие в значительной степени изменились и люди, и природа, и их взаимоотношения. Окружающий мир все больше подвергается отрицательному влиянию человека. Современные дети, живущие в городах, все реже общаются с природой. Это связано с уменьшением количества зеленых насаждений, изменением облика городов, более стремительным темпом жизни. В крупных городах детей окружают монотонные серые здания с геометрическими рисунками огромных стеклянных окон. Психологами доказано, что такое окружение способствует развитию психических заболеваний, стрессовых состояний, агрессивности детей и взрослых.
На заре своей юности человек был частью природы. Он и сейчас ею остается, хотя и живет преимущественно в искусственной среде. Современный человек стремится к природе и ищет ей замену : с рекламных щитов на нас смо-трят тигры, орлы, пантеры и собаки; столики в кафе сделаны из пластика под гранит; искусственные растения украшают магазины, улицы, детские игротеки. Но искусственный материал не способен передать гамму тактильных ощущений и запахов, свойственную его природным прототипам. В лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно : видит, слышит, чувствует. Только такое восприятие эффективно.
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…». Наше будущее – это наши дети. Поскольку устойчивое образование дошкольников – это в какой-то степени образование для будущего, мы не знаем, КАКИЕ ИМЕННО ЗНАНИЯ ИМ потребуются в дальнейшем. Следовательно, нужно выстраивать процесс обучения так, чтобы ребёнок - дошкольник не только получал готовые сведения, но и добывал новые знания в процессе деятельности, научился учиться. Экологическое образование и формирование экологической культуры — гарант устойчивого развития общества и сохранения здоровья Человека.
Задачей экологического воспитания в ДОУ является: формировать представления детей о том, что человек - часть природы, ее друг и защитник; научить детей жить в гармонии (согласии) с природой, следуя девизу «не навреди»; учить проявлять любовь к природе. Важно самому педагогу проявлять заботу о природе, являясь примером для воспитанников. При проведении занятий экологической направленности необходимо добиваться эмоционально - личностного восприятия родной природы, так как замечено, что знания, подкрепленные эмоциями радости, значимости собственного мнения или действия сохраняются надолго. И, как правило, дети проявляют живой интерес к прочитанному, увиденному, услышанному о природе.
В рамках реализации сетевого партнёрства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность», цель
Проект построен на принципах развивающего обучения и направлен на развитие ребенка в целом: формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Организационно-массовая работа
Мероприятия с детьми:
• Праздники и досуги
В нашем ДОУ проводится огромное количество экологических праздников и досугов. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.
• Экологические спектакли
Экологические спектакли являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Театральное искусство, как метод вовлечения детей в активную природоохранную деятельность, позволяет использовать такие присущие детям качества, как стремление к подражанию, любовь к переодеваниям и желание общения со сверстниками. Дети с удовольствием участвуют в экологических спектаклях.
Инсценированные экологической информации позволяет дошкольникам глубже понять и запомнить её суть, вызывает простые человеческие чувства: сострадание, желание помочь, необходимость действовать.
Наш детский сад тесно сотрудничает кинотеатром «Юность», где просматриваем фильмы на экологические темы, организовываются совместные мероприятия.
• Экологические сказки
В настоящее время существует немало литературы для познания экологии. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий.
Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции.
В ДОУ силами педагогов и дошкольников созданы экологические сказки: Почему плакала речка? Грустная история. Странная рыбка. Как люди речку обидели.
• Походы
В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.
Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические.
Поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых – эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.
Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности.
Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.
• Экскурсии
Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.
Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
• Неделя здоровья
Ежегодно проводится «Неделя здоровья», ставшая традиционной в ДОУ. Во время этой недели воспитанники участвуют в экологических акциях, готовят фиточай и пьют его, знакомятся с «полезными» растениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье, участвуют в развлечениях и досугах на свежем воздухе.
• Гурьевское лесничество
Тесную связь и дружеские отношения поддерживает наш детский сад с Лесничеством Гурьевского района. Сотрудники лесничества - частые гости в детском саду. Проведена совместная Акция «Посади дубок», с удовольствием играют с детьми в экологические игры.
Мероприятия с педагогами
• Участие в тропе здоровья
Педагоги и наши воспитанники, участвуют в «Экологической тропе здоровья».
• Семинар-практикум «Счастливые педагоги – здоровые педагоги»
В ДОУ прошёл семинар-практикум для педагогов, целью которого было активизировать эколого-оздоровительную деятельность, пропаганда здорового образа жизни, развитие корпоративной культуры.
• Участие в «Лыжне России»
Ежегодно педагоги ДОУ участвуют в городском мероприятии «Лыжня России», что способствует укреплению здоровья и приобщению к природе, т. к. проходит на территории лесного массива.
Мероприятия с родителями
• Акция «Чистый детский сад – здоровые дети»
Ежегодно в мае проводится акция по уборке территории ДОУ и его окрестностей. Родители, дети и педагоги совместными усилиями организуют трудовой десант по благоустройству территории детского сада.
• Общее родительское собрание «Экология и здоровье дошкольника»
• Акции, выставки, конкурсы
Очень важно привлечь родителей к участию в акциях, конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» и т. д.
Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система:
1. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
2. Ежегодно проводим экологический праздник «День птиц». В программе праздника – конкурс «Лучший домик для птиц»; выставки «Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.
В помощь родителям оформляется «Экологический стенд», Газета «ЭКОВЕК», где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Результат:
• исследована экологическая обстановка в районе ДОУ;
• созданы условия для осознания взаимосвязи экологии и здоровья
человека;
• дети стремятся к сознательному отношению к своему здоровью.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней – важнейшая задача детского сада.
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, нужно вести детей от знакомства с природой к её пониманию, вызвать желание заботиться о растениях, о животных, воспитывать основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Приобретая необходимое оборудование, методическую литературу, создавая определенную развивающую среду, проявляя инициативу и творчество, изменив свое мировоззрение и свое потребительское отношение к природе – мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением. МЫ УЧИМСЯ ЖИТЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ!
Такое особое внимание к проблемам экологического образования детей дошкольного возраста можно объяснить двумя основными причинами: 1).актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее сензитивный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой;
2) реализацией экологического воспитания, как непрерывного систематического процесса в течение всего периода дошкольного обучения. Следуя принципам: сезонности, системности, интеграции, возрастной адресности, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, мы педагоги, формируем у детей представления об экологии, воспитываем любовь и бережное отношение к живому миру вокруг нас. Для успешного усвоения материала используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность, экологические праздники, акции, «экологическую тропу».
В нашем дошкольном образовательном учреждении стали традиционными экологические тематические дни: «День хлеба», «Ах, картошка, объеденье!», «День Земли», «День воды», «Горит костер рябины красной!», «День пчелы», «Синичкин день», которые в свою очередь играют важную роль в воспитании гуманных, гражданских чувств, растят знатоков Сибирской природы, расширяют и обогащают знания и умения детей.