Елена Болычева
Жетонная система при работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Жетонная система – это метод изменения поведения, состоящий из трех компонентов:
Формирование поведения:
выполнение разных заданий за столом, есть не самую любимую еду, писать буквы, делать зарядку и т. д.
Жетонную систему используют как отсроченное поощрение за выполнение заданий.
Определение специалистом количества жетонов, которые получит ребёнок.
Выбор подкрепления:
любимая игрушка;
любимая еда;
любимое занятие.
То, что ребёнок будет получать на выбор в обмен на заработанные жетоны.
Публикация «Жетонная система при работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Жетонная система является эффективным инструментом при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Она помогает формировать желательное поведение и развивать навыки социального взаимодействия. Вот некоторые рекомендации по использованию жетонной системы :
1. Определите цели: Решите, какие навыки или формы поведения вы хотите развивать у вашего ребенка (например, выполнение инструкций, завершение заданий, социальное взаимодействие и т. д.).
2. Выберите жетоны : Используйте предметы, которые интересны и привлекательны для вашего ребенка (например, маленькие игрушки, картинки, наклейки или фишки).
3. Установите правила: Объясните ребенку, что он будет получать жетоны за желательное поведение, которое вы определили. Покажите, как можно обменивать жетоны на вознаграждение.
4. Начните с малого: Сначала вознаграждайте ребенка за простые задания или короткие периоды желательного поведения. Постепенно увеличивайте сложность задач.
5. Будьте последовательны: Четко придерживайтесь установленных правил и вознаграждайте ребенка каждый раз, когда он выполняет желаемое действие.
6. Варьируйте вознаграждения: Используйте различные вознаграждения, чтобы поддерживать интерес ребенка (игрушки, лакомства, социальное одобрение, привилегии).
7. Постепенно уменьшайте использование жетонов : По мере того, как желательное поведение становится устойчивым, постепенно уменьшайте количество жетонов и увеличивайте интервалы между вознаграждениями.
8. Будьте терпеливы: Формирование новых навыков и устойчивого поведения требует времени и последовательности. Не ожидайте немедленных результатов.
В жетонной системе используется разное количество жетонов, после набора которых ребенок получает подкрепление (приз).
Когда нужны жетоны :
На занятиях:
например, ребёнок собирает 5 жетонов и играет с мыльными пузырями.
Когда нужно поощрить какой-то вид поведения:
например, ребенку предлагается жетон за каждое выполненное задание.
Как происходит работа с жетонами :
Перед началом обучающего блока даётся инструкция «Заниматься».
Помощь сесть красиво: руки лежат ровно на столе или на коленях, ноги стоят на полу, голова повернута в вашу сторону, спина прямая.
Происходит растягивание времени на сбор жетонов :
Например, 1 жетон дается 1 раз в 30-50 секунд.
Жетон вне очереди дается всегда за полностью самостоятельное новое поведение (имитация или самостоятельно выполненное задание).
Приемлемое поведение поощряется вне очереди.
Жетоны выдаются сразу после выполненного задания.
Сразу после сбора жетонов ребенок получает «приз» .
Приз - это то, что соответствует интересам ребёнка и то, к чему у него нет доступа в обычное время:
например, ребёнок собрал жетоны - специалист предлагает поиграть с мыльными пузырями.
Следить за пресыщением:
время игры с поощрением нужно будет выяснить опытным путем (давать игру или игрушку на пару секунд или несколько минут).
Помните, что жетонная система должна быть адаптирована к индивидуальным потребностям и особенностям вашего ребенка. При необходимости обратитесь за помощью к специалистам, таким как поведенческие аналитики или психологи, работающие с детьми с РАС.