Светлана СТЕЛЬМАХ
Кукольный театр в работе с детьми 3–5 лет
▼ Скачать
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие как участникам спектакля, так и зрителям.
Для младших дошкольников самый простой и доступный театр – это театр картинок.
Публикация «Кукольный театр в работе с детьми 3–5 лет» размещена в разделах
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
С помощью наглядного сопровождения дети учатся следить за действиями персонажей в коротких стихах, потешках, сказках. У малышей педагог формирует простейшие образно-выразительные способности (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) и побуждает к имитации движений как на занятиях, так и в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка.
Также любим детьми театр кукол на столе.
Игрушки для него могут быть изготовлены из картона, поролона, папье – маше, ткани, меха, пряжи, глины, дерева и т. д.
При изготовлении игрушек необходимо учитывать их соотношение по размеру. Забавных настольных актёров можно связать на спицах или крючком (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли). Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.
Также особой популярностью пользуется варежковый театр.
Его удобно использовать для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмы.
Управление настольными куклами
не представляет собой сложности для детей. Ребёнок берёт игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под её руками. Если по ходу спектакля «актриса» идёт медленно, ребёнок ведёт её по столу неторопливо, если бежит, ребёнок быстро передвигает её.
Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклоняться, покачиваться из стороны в сторону, танцевать. Если встретились две игрушки, то одна слушает неподвижно, а вторая в это время говорит, медленно покачиваясь из стороны в сторону. Это необходимо, чтобы зрители поняли, кто из персонажей говорит в данный момент. Важно, чтобы речь ребёнка совпадала с движением куклы.
Для того чтобы дети постигли основы кукловождения, использ-уем этюды.
ДОГОНИ ЗАЙЧИКА
Взрослый: К Саше зайчик подбежал (подводит игрушку к ребёнку)
Возле Саши прыгать стал (зайчик «прыгает»)
Прыг, скок, прыг, скок –
Догоняй меня, дружок (ребёнок хлопает в ладоши, пугая зайчика, и пытается поймать его).
Можно поменяться ролями: ребёнок управляет зайчиком, согласуя движения с текстом, а взрослый догоняет его.
ГУСИ (русская народная потешка)
Взрослый: Гуси, гуси (ребёнок придерживает игрушку одной рукой)
Ребё нок: Га-га-га! (покачивает игрушкой вперёд и возвращает в исходное положение)
Взрослый: Пить хотите? (исходное положение)
Ребё нок: Да-да-да! (покачивает игрушкой)
Взрослый: Гуси, гуси, вот вода! (исходное положение)
Ребё нок: Га-га-га! (покачивает игрушкой) Га-га-га!
КОЗЛИК (русская народная потешка)
Взрослый: Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять (ребёнок ведёт игрушку по столу, плавно покачивая из стороны в сторону)
Козлик ножками стучит, по-козлиному кричит (ребёнок, остановив игрушку, постукивает ею по столу)
Ребё нок: Бе-е-е, бе-е-е! (покачивает игрушкой вперёд и возвращает в исходное положение).
В средней группе мы знакомим ребят с приёмами вождения различных персонажей, в частности, с приёмами работы пальчикового (объёмного и перчаточного) театра, совершенствуем умения детей пользоваться объёмными и плоскостными фигурками; закрепляем умения работы с театром картинок на фланелеграфе.
Самый простой и доступный для детей средней группы кукольный театр – это театр ложек.
Изготовить такой театр несложно. Для этого необходимы деревянные ложки, не расписанные красками. На внешней их стороне рисуют лицо человека или мордочку зверюшки. Украшают куклу тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют и надевают на игрушку, крепко завязав её у «шейки» ложки тесьмой. Получается яркая, легко управляемая кукла.
Способы управления куклами
Начать обучение приёмам кукловождения легче всего с театра ложек. Ребёнок берёт игрушку за ручку и поднимает её вверх. Рука малыша спрятана под юбочкой куклы. Внешняя сторона ложки, на которой нарисовано лицо персонажа, повёрнута к зрителям. Ребёнок приводит руку-ложку в движение лёгким покачиванием из стороны в сторону. Такая кукла может легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь из стороны в сторону.
Необходимо передавать походку персонажа. Когда игрушки «разговаривают», то слегка движется та кукла, которая в данный момент «говорит». Другая же в этот момент внимательно «слушает», на время прекращая любое движение. Этот приём позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику. Во время беседы «актёры» должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.
Навыки кукловождения ребёнок осваивает постепенно. В этом ему помогут этюды с куклами на театральной ширме.
У медведя во бору (русская народная песня)
Взрослый: У медведя во бору (медведь лежит на ширме)
Грибы-ягоды беру,
А медведь лежит
И на нас ворчит.
Ребё нок: Кто в лесу гуляет? (приподнимает куклу, покачивая ею из стороны в сторону)
Кто мне спать мешает?
Бегал заяц по болоту (русская народная прибаутка)
Ребёнок ведёт куклу по ширме. Кукла-зайчик легко подпрыгивает в ритме прибаутки.
Ребё нок: Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
Большие ноги (русская народная прибаутка)
Ребё нок: Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
(ребёнок ведёт куклу по ширме, кукла марширует).
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ! (кукла легко бежит по ширме).
Спасибо за внимание! Приобщайте детей к волшебному миру театра)