Елена Володина
Зеркальное рисование как метод развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничная и слаженная работа обеих полушарий головного мозга – это фактор успешности в дальнейшем обучении в школе.
Зеркальное рисование – один из приёмов правополушарного рисования. Для нас такой вид рисования полезен тем, что способствует развитию взаимодействия правого и левого полушарий мозга малышей и взрослых: упражнение полезно в любом возрасте.
Публикация «Зеркальное рисование как метод развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Нейропсихологи советуют начинать такие занятия с 1,5 – 2 лет. Но можно и позже. Сначала детки рисуют пальчиками и ставят поочередно ладошки на бумагу. По мере взросления им дают карандаши, фломастеры, кисточки, краски, природный материал.
Детям с ОВЗ достаточно сложно дается процесс обучения. Среди обучающихся высокий процент детей с нарушением психоэмоционального развития. У таких детей, как правило, быстрая утомляемость, пониженный фон настроения, наличие низкой самооценки, страхи, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах.
Данные проблемы необходимо устранять, так как у ребенка возникают проблемы в образовательном процессе.
Межполушарное рисование направлено на устранение этих проблем.
Зеркальное рисование относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, развивают мелкую моторику. Рисование одновременно двумя руками снимает стресс – оно не воспринимается как учеба, а воспринимается как развлечение, поэтому оно убирает нервное напряжение. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Сейчас мы с вами проверим, какое полушарие у вас развито лучше.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица?
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы долго смотрите на картину, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.
Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.
Нейропсихологические игры очень хорошо развивают полушария. Межполушарное рисование направлена на устранение этих проблем у детей с ОВЗ.
Представляю ряд упражнений, которые я выполняю вместе с детьми.
1. Рабочие тетради на развитее межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо обвести по пунктирным линиям одновременно двумя руками.
2. Рисование красками. Мы рисуем пальчиковыми красками.
3. Специальные зеркальные рамки.
4. Выполнение упражнения с использованием природного материала. Предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом, начиная с крупного ( например: шишки, каштаны, крупная галька) – такое упражнение очень подходит детям младшего дошкольного возраста, особенно как антистресс в период адаптации. Далее плавно переходя к более мелкому ( например: фасоль, горох, гречка, рис, манная крупа) – это более подходит к средней, старшей и подготовительной группе детей в зависимости от степени сложности. Можно изменять, усложнять выполнения данного упражнения, давая различные инструкции, учитывая при этом возрастные и интеллектуальные особенности ребенка, тематику занятия, а также поставленную цель.
5. Так же детям очень удобно и интересно «рисовать» с помощью фетра и шерстяных шнуров. Специально для данных занятий мною был изготовлен (связан) дидактический материал, который состоит из фетра.
Упражнение «Забор» - вертикальное выкладывание.
Левая рука выкладывает веревочки вертикальными линиями от центра к краю или наоборот. Затем правая рука выкладывает веревочки вертикальными линиями аналогично. Затем обе руки действуют синхронно. После того, как ребенок освоит данный способ можно усложнять упражнение: например, одна рука выкладывает от центра, а другая от края.
Упражнение «Дорожка» - горизонтальное выкладывание.
Левая рука выкладывает веревочки горизонтальными линиями снизу вверх или наоборот. Затем правая рука выкладывает веревочки горизонтальными линиями аналогично. Затем обе руки действуют синхронно. После того, как ребенок освоит данный способ можно усложнять упражнение: например, одна рука выкладывает снизу, а другая сверху.
Упражнение «Дождик» - выкладывание наклонных линий (диагональ с наклоном вправо).
Левая рука выкладывает веревочки наклонными линиями (диагональ с наклоном вправо) от центра к краю или наоборот. Затем правая рука выкладывает веревочки вертикальными линиями аналогично. Затем обе руки действуют синхронно. После того, как ребенок освоит данный способ можно усложнять упражнение: например, одна рука выкладывает от центра, а другая от края.
Упражнение «Дождик с ветром» - выкладывание наклонных линий (диагональ с наклоном влево).
Левая рука выкладывает веревочки наклонными линиями (диагональ с наклоном влево) от центра к краю или наоборот. Затем правая рука выкладывает веревочки вертикальными линиями аналогично. Затем обе руки действуют синхронно. После того, как ребенок освоит данный способ можно усложнять упражнение: например, одна рука выкладывает от центра, а другая от края.
Упражнение «Солнышко» и «Солнышко и дождик».
Упражнение «Рисуем различные узоры» из шерстяных ниток- геометрические фигуры, улитка, капелька, восьмерка.
Зеркальное рисование – дело непростое даже для взрослых, поэтому важны 2 условия: неторопливость и систематичность работы. Это несомненно благоприятно скажется на обучении и развитии интеллектуальных способностей детей с ОВЗ и коррекции их поведения.