Ольга Жарикова
Земля — наш общий дом
▼ Скачать + Заказать документы
Предметное содержание. Показать Землю как общий дом всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Материал.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Плакат с планетой Земля и другими планетами.
Глобус.
Грамзапись П. И Чайковского «Времена года. Апрель».
Публикация «Земля — наш общий дом» размещена в разделах
Голубые ленты для детей и синий платок для воспитателя.
Картинки (земляника, гриб, еж, одуванчик, рыба, божья коровка, кошка, летучая мышь, ель).
Альбомные листы, краски, кисти.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе.
Ход занятия.
Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
* Мир природы - это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
* Без чего не смогут жить живые существа? (Без воздуха, без воды, без солнца.)
* А человек может жить на Земле без природы? (Нет.)
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
* У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
* Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля).
* Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг
Солнца. Есть и другие планеты - Венера, Марс, Юпитер и т. д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.
Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
* Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.) Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.
А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.
Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна.
Физкультурная минутка.
Дети - ручейки. У них в руках голубые ленты.
Воспитатель - море. У него в руках голубая косынка.
Под музыку П. И. Чайковского (из сборника «Времена года. Апрель») дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи сбегают в реку. Река несет свои воды в море.
* Да, ребята, много живых существ живет в нашем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.
Я - капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
(гриб)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери.
(еж)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(одуванчик)
Вильну хвостом туда - сюда,
И нет меня, и нет следа.
(рыба)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(божья коровка)
У меня четыре лапки,
Лапки цап - царапки,
Пара чутких ушей,
Я гроза для мышей.
(кошка)
Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!
* Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод грибов и т. д.? Конечно же нет.
* Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т. д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т. д.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
(Е. Шкловский)
* Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком - Великаном.
Стихотворение Е. Серовой читает ребенок.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и в майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый гномик,
Вот квартирка для жука-
Дырка старого пенька.
Эта малая страна вся кругом заселена!
Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести:
* во время отдыха в лесу;
* при встрече с детенышами зверей;
* при сборе лесных ягод и плодов;
* при сборе грибов;
* при встрече птенца на земле;
* при разжигании костра в лесу и т. д.
Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!».