Зайнап Акаева
Здоровый образ жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни - путь к успеху. Под таким девизом живет наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Малыш» г. Моздока.
Сохранение и укрепление здоровья детей для нас является актуальным и ведущим аспектом управленческой деятельности, который отражается во всех внутренних локальных актах, регламентирующих деятельность ДОУ. На основе этих документов ежегодно издаются приказы, отражающие вопросы безопасности жизни, сохранения и укрепления здоровья детей. Наряду с приказами разработаны инструкции по охране жизни и здоровья детей с учетом сезонных изменений. Вся работа построена с учетом СанПиН, ФГОС ДО.
Публикация «Здоровый образ жизни дошкольника» размещена в разделах
Коллектив МБДОУ ставит перед собой следующие задачи:
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы;
- повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий;
-планировать и проводить оздоровительную работу с учетом Федеральных Государственных требований;
- обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка;
- осуществление контроля за исполнением требований Законодательства РФ;
- выявление и предупреждение опасного и вредного влияния среды на здоровье детей;
- профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний детей;
- организация рационального питания.
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни.
Основные направления
Используемые программы в целом обеспечивают реализацию трех составляющих направлений: оздоровление, развитие, коррекцию и направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка.
Поэтому, основной целью работы в нашем ДОУ является, воспитание физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечение его психического благополучия, а также формирование у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Наше ДОУ уже несколько лет осваивает комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Планируя здоровьесберегающие технологии, мы выделяем:
• формы работы
• время проведения в режиме дня
• возраст детей
• особенности методики проведения
Педагогический коллектив обеспечивает:
1. Создание предметно – развивающей среды:
- учет норм и требований охраны жизни и здоровья детей;
- маркировка детской мебели с учетом антропометрических данных детей;
- организация уголков природы в соответствии с программными требованиями;
2. Использование оздоравливающих технологий на занятиях:
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- Фитоионогальванизация (лук, чеснок).
3. Обеспечение здорового ритма жизни :
- щадящий режим (адаптационный период);
- наличие физкультурных уголков в группе;
- строгое соблюдение двигательного режима в течение дня;
- обеспечение благоприятного психологического климата;
- коррекция одежды в зависимости от температуры воздуха.
4. Физические упражнения:.
- утренняя гимнастика;
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- подвижные динамические, спортивные игры;
- бодрящая гимнастика после сна;
- спортивные праздники и развлечения;
- профилактическая гимнастика (улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
5. Спецзакаливание:
- закаливание (Рижский метод);
- массаж стоп;
- дыхательная гимнастика;
- хождение по «дорожкам здоровья»;
- полоскание горла и рта;
- купание в летний период в плескательном бассейне.
6. Психогигиенические мероприятия:
- элементы аутотренинга и релаксации;
- элементы арттерапии;
- элементы музыкотерапии;
Медицинским персоналом в детском саду планово проводятся профилактические оздоровительные мероприятия, способствующие повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребёнка.
Для профилактики и лечения ОРЗ используются
• смазывание слизистой носа оксалиновой мазью;
• витаминотерапия;
• в период вспышки гриппа детям проводится вакцинация против гриппа;
Все группы детского сада оборудованы пособиями для активизации двигательной активности детей в течение дня, проведения оздоровительных гимнастик. Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду используются нетрадиционные приемы работы. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены различными пособиями, нестандартным оборудованием (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т. д.).
Особое значение в воспитании детей придаётся развитию движений через подвижные игры, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни. Физкультурные занятия во всех возрастных группах проводятся 2 раза в неделю в зале, а в дошкольных группах еще 1 физкультурное занятие проводится на участке. Проводятся занятия в игровой форме с использованием разных предметов. Особую роль на занятиях играет музыка, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой, позволяющая организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.
На физкультурных занятиях используются многообразные варианты подвижных игр: сюжетные, несюжетные, с элементами спортивных игр, игры-забавы и другие. Для занятий с детьми в физкультурном зале имеется необходимое современное оборудование: гимнастическая стенка, канат, хоппы для прыжков, обручи разных размеров и др. При использовании спортивно-игрового оборудования на занятиях создаются вариативные и усложненные условия для выполнения различных физкультурных упражнений.
Общие показатели усвоения программы по физическому воспитанию примерно 93%.
Педагогами ДОУ проводится большая работа по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приемы, позволяющие в доступной форме преподнести знания о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна и таким образом приобщают дошкольников к здоровому образу жизни.
Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни осуществляется на основе программы Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Широко используется наглядная пропаганда по проблеме, оформлены папки-передвижки по правилам безопасного поведения.
Мониторинг изучения психологической готовности к обучению в школе анализирует личностный и интеллектуальный потенциал выпускника МБДОУ.
Для реализации системного подхода к сохранению психофизического здоровья через повышение комфортности пребывания ребенка в ДОУ и эффективности оздоровительной работы с детьми в педколлективе проводились следующие мероприятия:
• Консультация для воспитателей «Здоровье ребенка – главная радость»
• Совет педагогов «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
• Открытые просмотры в средней и подготовительной группах «Физкультурный досуг»
Учитывая одно из направлений нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
- развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия);
- повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости;
- положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.