Ирина Денисова
Здоровьеcберегающие технологии в ДОУ с использованием нетрадиционных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка младшего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Публикация «Здоровьеcберегающие технологии в ДОУ с использованием нетрадиционных материалов» размещена в разделах
Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов и много др. Возникает необходимость использования различных способов традиционных и нетрадиционных игровых приемов и средств.
Я хочу поделиться с одним из нетрадиционных приемов по развитию моторики и речи ребенка- это игры с шариками Марблс и камешками – кабашонами, которые все больше приобретают популярность у педагогов, логопедов, психологов.
Марблс-это наборы, состоящие из стеклянных шариков различного размера, цвета и формы. Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантах: от декора до образовательных задач.
Марблс – в переводе означает «Мраморный», Кабошоны-в переводе означает «Шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается.
Марблс - игра старинная, говорят, что в нее играли древние римляне и греки. У игры были свои правила. Современное применение шариков марблс в педагогике носит развивающий характер и цели игр различны: от ориентации на листе бумаги (изучаем вверх-низ, нижний правый (левый) угол и т. д., изучения цвета до счета и развития логического мышления.
Играть можно с детьми от 2-3 лет. Вариантов игр с шариками множество, можно придумать их самим к своему определенному игровому сюжету. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя.
Камешки и игры с ними очень нравятся детям.
Цель.
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Задачи.
1. Формировать и закреплять правильный захват камешка.
2. Развитие цветового восприятия.
3. Развитие тактильных ощущений.
4. Обогащать словарный запас у детей;
5. Развитие памяти, зрительного внимания, воображения, фантазии детей.
6. Воспитывать положительный эмоциональный настрой у ребёнка, усидчивости;
В начале игры с шариками мы обговариваем с детьми правила безопасности в работе с шариками марблс, так как этот материал красочный и красивый, но дети есть дети и все-таки надо быть очень внимательным в работе с ним.
Хочу представить вашему вниманию игры и упражнения, которые я использую в своей работе с детьми.
«Массаж пальчиков».
В прозрачный мешочек помещаются шарики и дети перекатывают их руками. Во время перекатывания задействованы не только пальцы, но и кисти рук.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Развивающая игра «Цветовая гамма».
Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать Марблс разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.
Но у детей младшего возраста преобладает мотив взаимопомощи, поэтому для них больше подходят игры с мотивацией помочь кому-то Например: помоги зайчёнку…
Игра «Клад».
В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза и т. д.). Перед каждым ребенком ставиться емкость с шариками «сухой бассейн» и дается задание «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет.
Соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску».
Первый вариант. Для этой игры шьется полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были шарики, перед каждым ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит «колбаску» шариками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые шарики и укладывают их друг за другом в ряд.
Второй вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок наполняет ее справа красными шариками, другой-слева синими шариками.
Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, жираф».
Игра направлена на развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение работать по четкому алгоритму, выполнять команды.
Что нужно?
Для игры необходимо подготовить большие круглые шарики Марблс, нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под обуви.
Как играть?
У каждого ребенка своя коробка. Детям дается по 6 шариков в мешочке (коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (коробке, и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить. Все дети получают призы (например, сушку или наклейку).
Педагог читает правила.
Звери выстроились в ряд,
В марбле поиграть хотят,
Они тихонечко стоят
Терпеливо ждут ребят.
Мы же встанем тоже в ряд, Дети становятся в ряд.
Шары катаем все подряд!
Друг за другом, не спешим
И зверюшек не смешим!
Но сначала всем скажите,
Кто сегодня к вам пришел? Назвать животных
Зебра, лев, олень, жираф, нарисованных на коробке.
Верблюд, слон играть хотят.
Правила игры просты:
Шарик к зверю закати!
Очередь ты соблюдай,
Приз от зверя получай! По очереди катят шарики.
Шарик к зверю не попал?
Значит, ты не так играл!
Еще раз попробуй ты,
Целься смело, не спеши!
И на счет: один, два, три
Начинаем! Шар кати!
Игра «Золушка»
Все шарики ссыпаем в одну емкость, а дети разбирают и сортируют их по цвету или по форме. Или по размеру.
Игра «А ну-ка, повтори».
Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым полем, где нужно выложить шарики по образцу. Начинать можно с простого варианта, переходя на более сложный.
«Игры – лабиринты».
Эта игра развивает у ребенка координацию, ловкость и одновременно речь ребенка, наклеивая разные картинки в «тупики», в которые попадает шарик, можно сделать игры-лабиринты по любой теме.
Рисование стеклянными шариками.
Вам понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой можно положить белый лист бумаги, марблс, жидкая гуашь. Затем нужно капнуть на бумагу гуашь и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть гуашь другого цвета и запустить чистые шарики. Получившиеся картины похожи на разноцветные нити.
В дошкольном возрасте интенсивно формируется речевая моторная область. Упражнения на развитие мелкой моторики не только стимулируют развитие речи, но и, как указывают психологи, логопеды и педагоги, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Список литературы:
1. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Часть 2, М., 2016
2. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М. ,1967.
4. Сесилия А. Игра в марблс. Азбука-Аттикус, 2016
5. Журнал Обруч №1, 2001