Татьяна Чернова
Здоровьесбережение в детском саду «Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его»
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее благоприятные условия физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста могут быть созданы в семье компетентных родителей. В связи с этим актуализируется проблема формирования у родителей знаний о закономерностях психофизического развития ребенка, новообразованиях, связанных с психомоторным развитием, необходимых направлениях и условиях взаимодействия с детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Публикация «Здоровьесбережение в детском саду „Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его“» размещена в разделах
Решить данную проблему мы попытались в процессе реализации программы для повышения компетентности родителей «Шесть шагов к здоровью ребенка», предполагающей организацию правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребенка физической нагрузки и организации двигательной активности, моделирование режима дня, повышение резистентности организма, использование мер по уравновешиванию нервных процессов в течение дня. В работе с родителями предполагаются тренинги по выполнению парных физических упражнений, мастер-классы по освоению технологии закаливания, приготовлению «здоровой пищи», практикумы по освоению здоровьесберегающих и восстановительных технологий, проектирование режима дня и создание модели двигательной активности для всей семьи.
«Шесть шагов к здоровью ребенка»
Цель: сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского учреждения средств физического воспитания; формировать у воспитанников начальные представления о здоровом образе жизни; воспитывать у детей культуру здоровья; сохранять положительное психоэмоциональное состояние детей; содействовать конструктивному партнерству семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;
повышение адаптационных возможностей детского организма;
повысить компетентность и рефлексивность родителей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста.
Задачи:
— содействовать формированию представлений об организации правильного питания, закаливания, адекватной возможностям ребенка физической нагрузки и организации двигательной ак-тивности, моделированию режима дня, повышению резистентности организма, использованию мер по уравновешиванию нервных процессов в течение дня;
— способствовать формированию практических навыков взаимо-действия с ребенком в совместной физкультурно-оздорови-тельной деятельности на каждой ступени детства : младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте;
— развивать положительное отношение к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности как к особо значимой для здоровья и полноценного развития.
Содержание
Почему необходимо сбалансированное питание для ребенка дошкольного возраста?
Я и мой ребенок. Человек — живое существо. Условия, необ-ходимые для жизни человека (воздух, вода, пища, тепло, про-странство, общение с другими людьми). Закономерности пси-хофизического развития ребенка. Требования к сбалансированно-му питанию. Санитарно-гигиенический, нормативный, оздорови-тельный и психологический аспекты питания.
Какое закаливание необходимо вашему малышу? «Плюсы» и «минусы».
Сущность закаливания детского организма (тренировка тер-морегуляционной системы). Ступеньки закаливания (от щадящих процедур к более жестким, контрастным). Принцип постепенного расширения зоны воздействия и увеличения времени воздействия. Методика обширного умывания. Ходьба по мокрым дорожкам, контрастное обливание стоп, полное контрастное обливание под душем. Топтание на снегу. Метод закаливания Холодовыми ап-пликациями М. Г. Куранова. Закаливание в бассейне. Комплекс бассейн — сауна (термотерапия). Создание пульсирующего микро-климата в комнате ребенка, использование приборов (конди-ционера, лампы Чижевского, ионизаторов, специальных увлаж-нителей воздуха).
Какая физическая культура необходима ребенку в семье?
Особенности физического развития. Своевременное достижение возрастного уровня физического развития детей и развития их двигательных функций. Коэффициент физической подго-товленности. Приобщение к традициям и культуре большого спорта. Пути овладения физической культурой — подвижные и спортивные игры, занимательные физические упражнения. Одарен-ность ребенка в спорте. Какую спортивную секцию выбрать?
Профили одаренности. физкультурно-оздоровительные технологии для детей и родителей.
Нужен ли режим дня и как к этому относиться?
Понятие санитарноэпидемического режима в семье. Гигиена жилища и ребенка. Режимы: влажная уборка, проветривание, освещенность, уход и присмотр за состоянием внешнего вида ребенка (обеспечение чистоты тела, одежды, постели, наличие предметов гигиены и др., режим дня. Почему нужна ежедневная прогулка? Ритмичность жизнедеятельности. Образ жизни (режим-ные моменты, занятия, досуг). Здоровье и болезнь. Образ жизни и здоровье.
Повышение резистентности организма или как поставить «заслон» ОРВИ?
Профилактика заболеваемости в период межсезонья и эпидемии гриппа (содержание мероприятий на подготовительном этапе — подготовки ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени, этапе интенсивной профилактики — способы максимальной поддержки организма в острый период заболеваемости гриппом; восстановительном этапе — приемы восстановительных технологий, профилактика отклонений в физическом развитии (система мер по предупреждению плоскостопия, сколиоза и т. п. патологии, общеоздоровительная и общеукрепляющая работа (витаминизация блюд, фитопрофилактика, возвращение к закаливающим процедурам).
Мероприятия в семье по уравновешиванию нервных процессов, или как сберечь и укрепить нервную систему от стрессов.
Условия создания психологического комфорта в семье. Признаки диагностики стрессового состояния детей (плохой сон, усталость после умственной, эмоциональной и физической нагрузки, перевоз-буждение, беспричинная обидчивость, рассеянность, отсутствие уверенности в себе и др.). Антистрессовая, снотворная, гимнастика после сна, кинезиологическая гимнастика. Техника упражнений по психосаморегуляции.