Татьяна Пинюгина
Здоровьесбережение педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Современному ребенку необходимо обеспечить комфортное и позитивное пребывание в детском саду, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОО в вопросах здоровьесбережения, а потому педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.
Публикация «Здоровьесбережение педагога» размещена в разделах
Современный педагог в дошкольном учреждении ведёт очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто не досыпает, готовясь к рабочему дню, продумывая мероприятия, содержание деятельности. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, постоянное нервное напряжение, неумение правильно реагировать на отрицательную информацию, радоваться жизни и бороться с огорчениями – всё это подрывает его собственное здоровье.
Исследования показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Для педагогов со стажем 15-20 лет характерны педагогические кризисы, истощение. У 30% работников показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Основные факторы риска труда педагога :
повышенное психоэмоциональное напряжение;
значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
большой объем интенсивной зрительной работы;
высокая плотность эпидемических контактов.
Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются :
патология голосообразующего аппарата;
психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.);
утомление глаз, снижение остроты зрения;
остеохондроз;
хроническая венозная недостаточность;
простудные заболевания, грипп.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения - это технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Выделяют два направления работы по здоровьесбережению педагога :
- профилактика эмоционального выгорания;
- укрепление физического здоровья.
Риску выгорания подвержены люди:
перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;
стремящиеся к непременному успеху;
не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;
уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.
Способы профилактики эмоционального выгорания
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.
Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность.
Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью.
Находите время для себя.
Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.
Возьмите «тайм-аут» (отдых от работы).
Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь).
Профилактика нарушений голосообразования
В шумной обстановке не пытайтесь перекричать детей, а в спокойной - не переходите на шепот. В обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.
Накануне мероприятий, во время которых нужно много говорить, не перегревайтесь в ванне или бане. Из-за этого голосовые связки могут покраснеть и отечь.
Во время продолжительной речи (чтения вслух) делайте паузы для того, чтобы выпить несколько глотков воды.
При болезнях носоглотки и горла, признаках переутомления связок и заболеваниях гортани снизьте на несколько дней речевую нагрузку.
Работа педагога связана с частыми микро-стрессами и нервно-эмоциональным напряжением. Стресс характеризуется двуликостью: с одной стороны, это защитная реакция, с другой - сильный и часто повторяемый стресс приносит страдания и вызывает болезни.
В борьбе со стрессом помогают:
переключение на другие виды деятельности;
разговор о «наболевшем» как с близким, так и с малознакомым человеком;
ведение дневника;
танцы и физические упражнения;
массаж и самомассаж.
Снять нервное напряжение также можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр., массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.
Для поддержания психологического равновесия в критической ситуации педагогам необходимо овладеть навыками аутотренинга и релаксации. Провести сеанс релаксации педагог может, например, во время дневного сна детей.
Снизить возбудимость к вечеру и улучшить сон позволяют такие лекарственные растения, как овес, пустырник, валериана лекарственная, хмель обыкновенный, душица. Хороший результат дает сон на подушке, набитой шишками хмеля, а также вечернее ополаскивание лица, ладоней и стоп холодным отваром мелиссы или чабреца.
Профилактика утомления органов зрения
Закрыть глаза, расслабиться, одновременно нажимая на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки.
Быстро моргать в течение 1 мин.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений указательного или среднего пальцев в течение 1 мин;
Располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него.
Смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Затем прикрыть ладонью левый глаз на 1-2 мин. Убрать ладонь и вновь смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. То же выполнить с правым глазом.
Рисовать взглядом различные фигуры, цифры, буквы алфавита.
Профилактика остеохондроза
Всем сотрудникам следует ежедневно делать гимнастику, а также массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны, плечевых суставов и грудного отдела позвоночника.
Сотрудникам со склонностью к остеохондрозу нужно строго следить за своим весом - не допускать его увеличения.
Необходимо освоить правила правильного поднятия и переноса тяжестей: поднимая тяжесть с земли, надо присесть, держа спину прямо; нести груз следует впереди себя ближе к туловищу; тяжелую вещь лучше всего переносить на плече.
Профилактика венозной недостаточности
Во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног.
После длительной нагрузки ополоснуть ноги прохладной водой и подержать их в приподнятом положении: сидя на стуле, положить ноги на рядом стоящий стул; лежа в кровати, подложить под них валик или подушку.
В конце рабочего дня сделать легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения от стоп к бедрам) и массаж стоп (совершая движения в направлении от пальцев к пятке и в поперечном направлении).
Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи. В профилактике хронической венозной недостаточности большое значение также имеют рациональное питание и борьба с избыточным весом.
Профилактика простудных заболеваний и гриппа
После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта.
В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы препаратами, которые препятствуют проникновению вируса в клетки организма.
Прививки против гриппа проводятся в пред-эпидемический период, как правило, осенью (в октябре - ноябре).