Людмла Александрова
Здоровьесберегающий доклад
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающий доклад на тему :
1. «Игровой самомассаж»
2. «Пальчиковые песенки – игры»
3. «Весёлая логоритмика»
1. «Игровой самомассаж» Древнегреческий философ Анаксагор говорил:
«Рука у каждого человека таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».
Статистика показывает, что при поступлении в дошкольное учреждение значительное число детей имеют низкие показатели развития основных физических качеств: двигательной активности, выносливости, мышечной силы.
Публикация «Здоровьесберегающий доклад» размещена в разделах
Почти треть дошкольников имеет неблагоприятные реакции сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку, низкую устойчивость организма к гипоксии.
По данным Минздрава России за последние десять лет уровень здоровья детей ухудшился более чем на 19%. На первом месте находятся болезни органов дыхания, на втором – пищеварения, на третьем – инфекционные заболевания; далее – болезни глаз, заболевания нервной системы, кожи, клетчатки, костно - мышечная патология, травмы и пр.
По мнению медицинских работников, это класс болезней, которыми можно и нужно управлять в дошкольных образовательных учреждениях.
Инфекционные заболевания можно предупредить профилактическим мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, болезни дыхания – путем поддержки функций организма, его возможностей через закаливающие процедуры, физическое воспитание.
Одним из таких средств оздоровления является игровой массаж и самомассаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции).
При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется.
Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
Предлагая ребятам упражнения самомассажа, необходимо соблюдать определенные правила:
• Во время упражнений массажа и самомассажа, дети самостоятельно или в парах выполняют поглаживание, растирание, похлопывание отдельных частей тела в определенном порядке в образно - игровой форме.
• Направление массирующих движений должно быть строго в сторону лимфатических узлов: на руках от пальцев к подмышкам; на ногах от стопы к колену и далее к паху; на груди – от центра к периферии. Лимфатитческие узлы массировать нельзя.
• Важно добиться у детей оптимального расслабления мышц массируемых областей тела.
• Главное правило – никакой боли! Только приятные ощущения позволят в дальнейшем детям всегда с удовольствием выполнять задания.
Отличительная черта данных упражнений – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
Упражнения массажа и самомассажа можно проводить в любой удобной позе, как утром – во время проведения утренней зарядки, так и в любое другое время: во время игры, после дневного сна и т. д.
Бодрящая гимнастика
«Самомассаж с колючим мячом «Ёжик»
В гости к ребятам после дневного сна пришла бабушка и принесла лукошко с массажными мячами.
- Ой, ребята, та - ра - ра! Что же я вам принесла? Не картинки, не машинки, это ёжики в корзинке! Хотите с ними поиграть?
- Вот ребятки все проснулись, сладко, сладко потянулись! Чтобы сон ушел - зевнули, головой слегка качнули, носочками подвигали, ножками подрыгали! Не хотим мы больше спать, хотим с ёжиком играть! Просыпаемся, встаем и на стульчики идем (Дети садятся на стульчики, берут мячи "ёжики")
- Тише ёж не торопись по ладошке прокатись (катание мяча в ладошке)
Влево, вправо покатись и обратно воротись (сдавливание мяча в ладонях)
- Ох, устала я старушка, отдохнуть хочу немножко. Ножки надобно размять, "Ёжик" будет помогать!
Правой ножкой покатаем, левой ножкой покатаем (прокатывание мяча правой, левой стопой вперед, назад)
А теперь поднимем вверх, выше, выше, выше всех (сжать мяч стопами ног и поднять вверх)
Все прекрасно, хорошо! Покатай еще, еще! (катание мяча круговыми движениями стоп в правую и левую стороны)
Молодец! Катаешь ловко. Тише! Тише! Остановка! Ёжика прижмё м слегка и шепнем ему: "Пока!" (взять мяч руками, сдавливание мяча в ладонях)
- Вот и кончилась игра. Завтра встретимся друзья!
Мурка. (О. Н. Арсеневская)
У нашей Мурки шерстка гладкая. (Гладят кошку)
А у деток волосики? Тоже! (Гладят себя по голове)
У нашей Мурки лапки мягкие. А у деток ручки? Тоже. (Поглаживают кисти рук)
У нашей Мурки ушки красивые. А у деток? Тоже! (щиплют ушки)
У нашей Мурки носик Маленький. А у деток носик? Тоже! (гладят носик)
Наша Мурка песенку поет: «Мяу!» Дети: Мяу!
«Черепаха»
Самомассаж тела
Шла купаться черепаха Дети выполняют легкое пощипывание
И кусала всех со страха пальцами рук, груди, ног.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
Черепаха Рура! Дети поглаживают себя ладонями,
В озеро нырнула, выполняя круговые движения и
С вечера нырнула приговаривают.
И пропала… Э - эй,
Черепашка Рура,
Выгляни скорей!
«Ириски от киски»
Массаж глаз (по китайской медицине)
В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук
Всем дает она ириски:
Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть не плотно глаза и провести паль-
Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от
внутреннего края глаза к внешнему.
Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками
Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево
Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши
Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг
о друга.
«Пироги»
Дети выполняют самомассаж тела
За стеклянными дверями (Выполнять хлопки правой ладонью
по левой руке от кисти к плечу)
Ходит мишка с пирогами (То же по правой руке)
Здравствуй, Мишенька - дружок, Хлопки по груди
Сколько стоит пирожок? Хлопки по бокам
Пирожок - то стоит три, Хлопки по пояснице
А готовить будешь ты! Хлопки по ногам сверху вниз
Напекли мы пирогов, Выполнять последовательное погла-
К празднику наш стол готов! живание рук, корпуса, ног
«Вот какая борода»
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
Да – да – да – есть у деда борода. Потереть ладони друг о друга
Де – де – де – есть сединки в бороде. Руками провести по шее от затылка до яремной ямки.
Ду – ду – ду – расчеши бороду. Большими пальцами мягко провести по шее от подбородка вниз
Да – да – да – надоела борода. Сжав руки в кулаки,
возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа
Ду – ду – ду – сбреем деду бороду. Положить три пальца на лоб всей плоскостью и, мягко надавливая, поглаживать лоб.
Ды – ды – ды – больше нет бороды. Раздвинув указательный и средний пальцы, положить их перед и за ушами и с силой растирать кожу.
«Дедушка Егор»
Гимнастика для ног для профилактики плоскостопия
Из - за лесу, из - за гор Ходьба на месте, не отрывая носки от пола,
Едет дедушка Егор. стараясь поднимать выше пятки.
Сам на лошадке, Ходьба на пятках, руки за спиной
Жена на коровке, Ходьба на носках, руки за головой
Дети на телятках, Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки
на поясе.
Внуки на козлятках. Ходьба с высоким подниманием ног, сог-
гнутых в колене, руки в стороны
Гоп, гоп, гоп! Приподниматься на носки и опускаться
на всю ступню.
Приехали! Присесть
«Медведь»
Гимнастика для глаз
Медведь по лесу бродит, Ходьба вперевалочку, слегка согнув-
От дуба к дубу ходит. шись, загребая чуть согнутыми руками
Находит в дуплах мед. Изображать, как он достает и ест мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу «Отмахиваться от пчел»
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: Отвести руку вперед и поочередно
Не ешь наш мед, воришка! касаться носа, щек, прослеживая дви-
жение глазами, не поворачивая головы
Бредет лесной дорогой Ходьба вперевалочку
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает Прилечь, руки под щеку
И пчелок вспоминает.
2. «Пальчиковые игры - песенки».
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги и родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным занятиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во - первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во - вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Пальчиковые игры – песенки
Разминка.
(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Мы ногами поболтаем
И чуть - чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)
Головами покиваем,
. Плечиками мы покрутим,.
Маленькая мышка
Маленькая мышка
По городу бежит (бежит пальцами обеих рук по столу или коленям,
Глядит во все окошки (сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка,
И пальчиком грозит (грозим пальчиком) :
"А кто не лег в кроватку? (руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку,
А кто не хочет спать? (переворачиваем руки на другой "бок", под другую щеку,
Такого непослушного
Я буду щекотать!" (щекочем пальчиками то одну,то другую ладошку или ребёнка).
Пчёлки
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в том постучать,
Раз, два, три, четыре, пять
Я стучу, стучу по елке
Где же где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать
Раз, два, три, четыре, пять
Дружная семейка
(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
Капуста
Мы капусту рубим, рубим,
(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим, солим,
(складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капусту трем, трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем, жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
( отправляем щепотку в рот и приговариваем : "Ням - ням!")
Замок.
На двери висит замок. (Переплетаете пальцы в замок и раскачиваете его туда - сюда)
Кто его открыть бы мог? (Разводите руки по сторонам с вопросительным выражением лица)
Постучали, (Постукиваете переплетенные ладошки друг о друга)
Покрутили, (Крутите совмещенные ладошки туда - обратно)
Потянули (Тянете руки в противоположные стороны)
И открыли! (Резко отпускаете руки и разводите их широко-широко)
Паучок
Для старшего возраста
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
3. «Веселая логоритмика на музыкальных занятиях»
Взрослых, обычно умиляет несовершенная речь ребенка, замена сложных звуков на более простые («Сеёжа» вместо «Серёжа», «сыска» вместо «шишка»). Но для воспитателей детского сада и логопедов неправильное произношение детьми слов – проблема, над которой следует начать работать. Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.
Суть логоритмики и ее польза для детей, имеющих речевые нарушения
Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).
Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки («Веселое путешествие», «Строим дом», «Волшебный цветок»).
Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:
слуховое внимание, фонематический слух;
правильное дыхание и звукопроизношение;
тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух;
мелкую моторику;
координацию и умение ориентироваться в пространстве;
умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку;
коммуникативность и эмоциональность.
Занятия логоритмикой в детском саду разнообразны и насыщены. Они могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега.
Логоритмические занятия проводятся как педагогами группы, так и специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, физическим инструктором). Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения, возраста и настроения малыша.
Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально - ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).
Музыкальное логоритмическое занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз целое драматическое действие, в котором все виды деятельности связаны и объединены общим ритмом и сюжетом. Построение занятий зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие задачи должны решаться на данном этапе.
Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Необходимым условием работы при логоритмической деятельности является создание условий для возникновение удивления, интереса и для выражения своих чувств, помощи каждому ребенку обрести веру в себя, умения организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие с его стороны, радуясь его творческим находкам. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетноролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Авторы: Е. Кузнецова, А. Е. Воронова, Л. И. Зайцева, Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева, М. Ю. Картушина, Г. Вихарева, Сергей и Екатерина Железновы.
Логоритмика
Г. Вихарева
Что умеют наши ножки.
(Дети строятся друг за другом, выполняют движения в соответствии с текстом и характером музыки. Муз. руководитель задает вопрос, дети отвечают).
1. Что умеют наши ножки?
Мы шагаем по дорожке! (шагают друг за другом)
2. Что умеют наши ножки?
Побежим мы по дорожке! (бегут)
3. Что еще умеют ножки?
Приседаем на дорожке! («пружинка»)
4. Что еще умеют ножки?
Пусть попляшут на дорожке! (выставляют ногу на пятку)
5. Что еще умеют ножки?
Отдохнуть бы нам немножко! (приседают)
Ладушки-Ладошки
1. Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Припев: Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
2. Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
3. Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
4. Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Железновы Сергей и Екатерина.
Кукла с кубиком идёт
Малыш в нужный момент должен бросить кубик;
Кукла (мишка) с кубиком идет, желтый кубик нам несет
Уронил он кубик - Ой!
Принеси теперь другой
И т. д.
Ам!
Говорит щеночек ам!
Деткам кашу не отдам 2 раза
Эту кашу я съем сам
Ам-ам-ам
Едем-Едем!
Едем-едем на лошадке, но-но-но
Рады- рады все ребятки, но-но-но
Рады-рады прокатится, но-но-но
Звонко цокают копытца, но-но-но
Мишка
Мишка ложечкой звенит -наших деток веселит
Динь-динь-динь 4 раза
Мишка в дудочку дудит, наших деток веселит
Ду-ду-ду 4 раза
Мишка в барабан стучит, наших деток веселит
Бам-бам-бам 4 раза
Гуси
Гуси-гуси, га-га-га
Есть хотите?- Да-да-да!
Хлеба с маслом? - Нет-нет-нет!
А чего вам? - Нам конфет!