Любовь Бавыкина
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в период адаптации ребенка в санатории
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая технология
как здоровьесберегающий фактор
в период адаптации ребенка в санатории»
Публикация «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в период адаптации ребенка в санатории» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
«Через педагогику – к здоровью, через образование и воспитание – к здоровому образу жизни». Этот эпиграф я использовала для темы: «Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в период адаптации ребенка в санатории» В мире существуют две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит настоящее и будущее человечества. Нельзя не вспомнить слова Н. Амосова «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». Один из способов совместить отдых c лечением ребенка - отправить его в детский санаторий. Санаторий – это маленькая школа жизни, как для детей, так и для родителей. Поступая в санаторий, ребёнок оказывается в чужой, незнакомой обстановке на 21 день. ОГБУЗ «Санаторий для детей с родителями» расположен в сосновом бору, в живописном красочном месте. Такое расположение санатория способствует максимальному использованию основных факторов климатотерапии. Первые дни жизнедеятельности экипажа (так я называю детей в группе без сопровождающего лица) - период адаптации (первые 3-4 дня). В эти дни дети испытывают самое значительное психологическое напряжение. Работа над адаптацией детей начинается сразу же по приезду ребят. Трудности возникают лишь тогда, когда основная часть детей приехала в течение 1-2 дней одномоментно, а другие прибывали по одному человеку в течение нескольких дней. Мы стараемся продемонстрировать детям достоинства его нового мира. Уже с первых дней показываем детям детский санаторий, проводим экскурсии и рассказываем какие лечебные процедуры, будет получать он, знакомим с сотрудниками. Во время таких «экскурсий» сотрудникам рекомендуется вступать в дружеский контакт с детьми. Ребенок должен почувствовать, что его здесь любят. При адаптации детей очень важно взаимное сотрудничество родителей, воспитателей и медицинского персонала, работающих в санатории. Возраст детей в группе от 4 до 7 лет. Как правило, часть детей (4-5 человек) «неорганизованных», т. е. ранее не посещавших детский сад. Работу осложняет тот факт, что ребёнку 4-7 лет сложно понять необходимость его оторванности от дома. Образуется такой временный детский коллектив с разным уровнем физического и психического развития с разным уровнем воспитанности. И я как воспитатель понимаю, что требуется немало времени, чтобы ребёнок освоился в новой для него обстановке, привык к новому распорядку дня, осознал мои требования, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой – самым существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение. Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, я ставлю перед собой ряд задач и пытаюсь их максимально реализовать. Я убеждена, что удачный опыт по адаптации в детстве повлияет на ребенка и в дальнейшем. Поэтому моя цель не только помочь детям преодолеть стресс поступления, успешно адаптироваться и установить доброжелательные отношения с сотрудниками санатория, позитивное, доверительное отношения к лечебному и образовательному процессу, но формировать привычку к соблюдению режима, культурно – гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх. И самая главная задача - сократить период адаптации и при этом максимально сохранить и укрепить здоровье ребенка. Сразу же при поступлении я выявляю детей с трудностями в адаптации к условиям временного коллектива. Замечено, что лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Стараюсь создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого использую музыкальные игрушки, веселые подвижные игры. В период адаптации очень важны индивидуальные общения. Хорошо снимает стресс занятие по изодеятельности, рисование красками, лепка, аппликация. У меня сложилась своя система работы, которая позволяет максимально облегчить период адаптации детей и решить все поставленные образовательные задачи. Быстрее всего адаптируются к санаторной жизни дети активные, общительные и контактные, те, которые активно посещают различные спортивные секции, кружки рукоделия, музыкальные и художественные школы. Как известно благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. В течении дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы начиная с утренней гимнастики направленной на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей и заканчивая вечерней прогулкой. Свежий воздух, плюс солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой, подвижные и хороводные игры, игры с природным материалом, закаливание, все это способствует оздоровлению организма детей. Для выполнения поставленных мною задач использую следующие виды здоровьесберегающих технологий : технология сохранения и стимулирования здоровья (гимнастика пальчиковая, гимнастика пробуждения, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, релаксация); технология обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж); коррекционно-развивающие технологии (арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия). Немножко остановлюсь на этом. Итак, первым этапом создания коллектива является знакомство. Одна из наиболее простых форм знакомства - игра. Игра-это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается огромный поток представлений об окружающем мире - подчеркивал Сухомлинский. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Для того чтобы ребенок отвлекся от переживаний при расставании его с родителями необходимо чем то завлечь, вовлечь в игру. Я предлагаю детям комплекс игр, направленных на адаптацию их в новых условиях, подбираю и провожу в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива, выявления лидеров в экипаже. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Провожу несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку: «Игры с мыльными пузырями», «Игры-сюрпризы», «Разговор со сказочными героями» очень нравятся моим детям. Эти игры быстро вовлекают детей в свой ритм. Огромное значение имеет общение «глаза в глаза», для этого садимся с детьми на стульчики, расставленные по кругу, или просто на коврик. В такой обстановке провожу игры: «Поделись словечком», «Комплимент», «Подари улыбку», затем начинаем пальчиковые игры («Доброе утро», «Здравствуй, которые благотворно влияют на координацию движений, способствуют развитию мелкой моторики рук. Слова этих пальчиковых игр создают доброжелательный настрой на предстоящий день. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата. На время адаптационного периода учитываю все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не стараюсь перевоспитать его. Принимаю ребенка таким, каков он есть, не высказываю недовольства от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего. Процесс адаптации дает свои положительные результаты. Вот некоторые игры и упражнения, направленные на профилактику дезадаптации : 1. При знакомстве с ребенком использую игру «Обведу карандашом руку твою и тебе подарю» – с целью установления контакта. Взрослый просит ребенка разрешить обвести руку, раскрашивает ее и дарит ребенку. Можно украсить «руку» браслетом, часами, колечками. 2. Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» – позвонить маме, однако нельзя при этом допустить обмана, ребенок должен знать, что это игра. Игры, помогающие запомнить имена. 1. «Снежный ком» Ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен воспитатель, назвав своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя воспитателя и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же воспитатель, назвав по имени весь экипаж. Задача сложная, но реальная и выполнимая. 2. Игра «Имя в центр». Первый игрок выходит в центр круга, называет свое имя и делает какой-нибудь жест. Все остальные должны после этого также сделать шаг вперед, назвать его имя и как можно точнее повторить его жест. Так по очереди показывают все. Игра, на выявление лидера. «Лидер «Ребята встают в круг и берут в руки веревку в руки. Воспитатель дает задание: «Не выпуская рук, построить треугольник (квадрат, звезду, ромб и т. д.)». Задачи здоровьесбережения успешно решаются через музыкально — игровую деятельность, где игра становиться содержанием и формой организации детей. Здесь совместная работа воспитателя и музыкального работника. Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкально — игровой деятельности обеспечивает детям укрепление психического и физического здоровья, способствует формированию привычки к здоровому образу жизни, выявлению и развитию музыкальных и творческих способностей. Умиротворяюще на детей действуют игры с песком («песочная терапия»). Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, стабилизируется эмоциональное состояние. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в санатории. На этапе адаптации используются ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие мелкой моторики рук. Это совсем несложные упражнения. Например, ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук-то внутренней, то внешней стороной. Можно предложить ребенку попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик. Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом воспитатель насыпает песок на пальчик, а ребенок должен угадать, на какой палец попал песочек. Анализируя адаптацию, я вижу, что применение «песочной терапии» делают ее течение более легкой. Упражнения двигательного характера и подвижные игры приносят детям огромную радость, снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребность в движениях. Поэтому такие упражнения, как «Полетаем, как птички», «Полетели, полетели, сели», «Полетим, как самолеты», «Попрыгаем, как зайчики» увлекают их. Они отвлекаются от своих переживаний. Чтобы ребенок не перевозбуждался, переключаю его с подвижных игр, движений под музыку на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Важно, чтобы ребенок был не просто спокоен, но и деятелен. Особое внимание уделяю отдыху детей во время образовательного процесса: динамические паузы, физкультминутки, они защищают детей от переутомления. Это прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности, отдохнуть от умственной нагрузки.
При динамических паузах выполняем с детьми элементы дыхательной гимнастики, гимнастику для глаз. Помогает в снятии эмоционального напряжения и музыка. Они начинают под нее приплясывать. В своей работе использую такие упражнения, как «Сдуй листочек», «Полёт бабочки», «Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха) И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании. «Собачка» (закаливание зева) И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка) и др., элементы дыхательной гимнастики по методике Александры Николаевны Стрельниковой. Также для снятия эмоционального напряжения применяю пальчиковые игры и упражнения по методике Железновых, такие как «Рыбка», «Птичка», «Улитка», «Зайчик строит дом», «Месим тесто». Персонажи пальчиковых игр Железновой – это зайчик и коза, паучок и бабочка, солнышко и дождик – нравятся ребятам с полутора – двух лет. Они учат малыша счету, помогают лучше осознать понятия ниже и выше, снизу и сверху, лево и право. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Также для расслабления мышц и снятию эмоционального и нервного напряжения применяю в работе метод релаксации. Своевременная релаксация в будущем поможет ребенку сохранять и восполнять силы, а при необходимости – успокаиваться и давать чрезмерно напряженным мышцам отдохнуть. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Во время непосредственно - образовательной деятельности использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки». В течение дня включаю в работу с детьми массаж биологически активных точек по авторской методике Аллы Уманской и игровые массажи. Игровые массажи обеспечивают сенсорное развитие ребенка (оценивают характер прикосновения, гладкость или шершавость материала). Заканчивая массаж, дети говорят: «Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми». Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Активно использую на занятиях по развитию речи игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения. Упражнение «Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там, Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним. Игра «Спасти птенца». Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам. Эмоциональное сближение. Игра «Эхо». Цель – настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания. Тот, кто сидит справа от меня, называет своё имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся, Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя. Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я рада вас видеть. «Я очень рада, что Серёжа в группе есть…» В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребёнку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниткой. Я начинаю…Отлично! Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь всё делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет. Игра «Паровозик с именем». Цель – настроить детей на совместную работу. Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда «паровоз» будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть своё имя. Я начну: «Све-та, Све-та…». Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть своё имя и хлопать в ладоши, а я стану с ней повторять её имя. Поехали! Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет «паровозиком», и мы уже втроем будем повторять его имя. И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре. Игра «Доброе животное». Цель – развитие чувства единства. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д.
Артикуляционная гимнастика - интересный момент в период адаптации Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например: «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки) Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) Сладко-сладко позевала. (дети зевают) Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) Да водички поглотала. На кувшинку села, Песенку запела: «Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)Квэ-э-э-! Ква-а-а-а! Жизнь у Кваки хороша!
Оздоровительные и фонопедические упражнения. Например: «Динозаврик» Четыре динозаврика, ура, ура, ура! Мы любим, петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра! Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить! И мы все время заняты, нам некогда грустить! Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-ы-и-скрип!»
К коррекционным здоровьесберегающим технологиям относится Арт-терапия. - лечение искусством. Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением.
Для эмоционального развития детей использую технологию воздействия цветом. Цвет служит мощным стимулятором. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития.
В своей работе люблю использовать одну из форм обучения ребёнка поведенческим реакциям – ролевую игру. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу детей разобрать эту ситуацию, пригласить в гости Тигренка и Котенка. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули, и ты упал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к лечебному учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является именно продуманная система педагогических воздействий. Важно быть внимательным и чутким к нюансам детского поведения, необходимо знать психологические особенности детей дошкольного возраста. Занятия с маленькими детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и сюрпризов, которые также могут быть использованы, как материал для совместной деятельности. Важно быть искренним, эмоционально открытым и артистичным. Анализ влияния воспитательной системы на адаптацию детей в условиях лечебно-профилактического учреждения показывает, что в основном оно позитивно. Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя дают, прежде всего, стабильность эмоционального благополучия воспитанников, повышение уровня речевого развития. Дети и родители положительно отзываются о результатах медицинской, социально-педагогической, постоянно увеличивается число детей, которые приезжают в наш санаторий второй, третий раз. У санатория уже есть свой почерк, свое лицо и авторитет среди детей и родителей. Создана современная лечебно-диагностическая база, разработана концепция развития детского лечебно-профилактического учреждения. Таким образом, данная система работы является эффективной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: ( дата обращения: 21.12.2016)
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 6 – с. 46 –51.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. М. Андреева. –5е изд. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2012.
4. Антипова, Т. В. Детский временный коллектив в условиях летнего загородного лагеря: понятие, специфика, стадии развития / Т. В. Антипова - [Электронный ресурс] — Режим доступа: ( дата обращения: 21.12.2016).
5. Барышникова, Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего