Елизавета Энгелько
Доклад «Мир сказки. Основы моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят сказки. Ребенок начинает знакомиться со сказками в раннем возрасте. Но понимают ли они их? Или им просто нравится,что взрослый что-то читает,говорит? Ведь может получиться так:интересно,но непонятно. Если ребенку читают часто,то постепенно приходит понимание.
Как же помочь? Начнем с самого простого:с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения того,что делает герой. Здесь нам поможет рассматривание иллюстраций и разыгрывание описанныхв произведении действий.
Публикация «Доклад „Мир сказки, Основы моделирования“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Существует очень эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий,определенные отношения между персонажами. Это моделирование. Оно начинается с замещенияодних объектов другими (реальных-условными).Дети делают это с удовольствием. Ведь в сказке добро соседствует со злом, дружба с предательством, верность с враждой. Разыгрывая сказку,дети как бы переживают ее, принимая на себя определенную роль. Уже с трех лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядных моделей, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. В зависимости от того,как ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета. Вначале достаточно,чтобы ребенок только показывал заместитель (кружок определенного цвета,соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается,какизобразить действие, ему показывают или подсказывают. К одной и той же сказке рекомендуется возвращаться несколько раз. Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенноувеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Введение наглядной модели позволяет понять детям логику сказки. Если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос:»Кого надо пригласить, если мышка не может вытянуть репку?» -отвечали:»Медведя, он сильный»,то после моделирования стали отвечать, что надо пригласить муху или комара,т. е. дети начали действовать в логике сказки. В некоторых видах сочетаются оба случая моделирования :двигательное и сериационное. Дошкольнику нужно помочь не просто играть с предметами- заместителями,но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализироватьосновные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то,что ему хочется в данный момент, а то,что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.
С помощью заместителей взрослый может «загадывать» ту или иную сцену из сказки,а ребенок должен угадать,какую сцену ему показали и рассказать ее. Такое задание можно давать,только когда ребенок достаточно хорошо знаком со сказкой, умеет отвечать на вопросы по ее содержанию.
С помощью заместителей удобно предлагать ребенку задание на самостоятельное сочинение новых вариантов и эпизодов сказки. Если дети вместе со взрослыми легко составляют и используют при перессказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок и историй. Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой – развивает умственные способности. Поэтому к концу дошкольного возраста ребенок начинает самостоятельно строить перессказ без предварительного моделирования. который