Светлана Егорова
Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
С. И. Егорова
МБДОУ «ДСКВ №109», г. Братск
Здоровьесберегающие технологии
в развитии мелкой моторики рук
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми позволяет решить несколько задач:
• Способствует повышению речевой активности;
• Развивает речевые умения и навыки;
• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• Активизирует познавательный интерес;
• Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Учёные считают, что большое влияние на укрепление здоровья ребёнка оказывают игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Известно, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
В своей практической деятельности в развитии мелкой моторики рук я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты :
-Пальчиковые и жестовые игры (в том числе, с элементами логоритмики)
- Стихи с движениями
- Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики
- Самомассаж лица, кистей и пальцев рук
- Продуктивная деятельность (нетрадиционные техники рисования, лепка)
- Использование разнообразных игр и упражнений: сортировка бусинок, пуговок; катание между ладонями шишек, карандашей, мячей с шипами; манипуляции с пуговицами, крышечками, молниями, липучками; работа с мелким конструктором, мозаикой; выкладывание и перекладывание палочек; шнуровки; игры с прищепками; сухой бассейн (пересыпание, сортировка, перекладывание); игра с кинетическим песком; игры с водой (переливание); пальчиковый театр и многое другое.
Эффективным методом развития мелкой моторики является применение нетрадиционных техник рисования (например, пальчиком, ладошкой, ватными палочками, губкой)
Во время занятий с детьми и в режимные моменты я часто использую пальчиковые и жестовые игры. Пальчиковые и жестовые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, умение слушать и понимать содержание стихов или потешек. Стихи привлекают внимание малышей, легко запоминаются, снижают эмоциональное напряжение, поднимают настроение.
Нередко во время утренней зарядки я обращаюсь к стихам с движениями. Это стихи, в имитации которых участвуют не только руки, но и всё тело. Стихи в комплексе с движениями развивают эмоции, координацию, чувство ритма, быстроту реакции. Для маленьких детей такое развивающее занятие – просто ещё одна форма игры.
Так же я использую в своей работе логопедическую ритмику.
Логоритмика – это эффективное средство развития речи. Основой логоритмики является речь, музыка и движение. Соединение движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания и других речевых проблем. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую, координацию движений, речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние детей, помогая им сформировать правильные двигательные навыки.
Примеры логоритмических песенок: «У жирафа пятна…», «Крокодил», «Тук-тук, туки-ток», «Здравствуйте ладошки…», «Вышла курочка гулять», «Где же наши ручки…»
В связи с вышесказанным, использование перечисленных методов, способствует более организованной и продуктивной работе над развитием мелкой моторики рук (а значит над развитием речи и звукопроизношением). Также повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально-положительной, здоровьесберегающей обстановки на занятии.
Используя данные методы развития мелкой моторики рук, мы достигаем следующие результаты в образовательной деятельности: развитие памяти, внимания, мышления, речи, способности к наблюдению, сравнению, творческому воображению; воспитание важных качеств: усидчивости, терпения, настойчивости, аккуратности, общее оздоровление организма, улучшение психоэмоционального состояния
Литература:
1. Горбатова М. С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2013. С. 36.
2. Матвеева Т. Г. Современные образовательные технологии в ДОУ // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. –практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др. ]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С. 292–295.
3. Николаева Е. И. Федорук В. И. Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н. Б. Кондратовской. - СПб. : Детство- Пресс, 2014. С. 129.
4. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
5. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. : «Мозаика-Синтез», 2003г.