Ольга Мацнева
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
Сохранение здоровья детей всегда было одной из главных задач в обществе. Культура здорового образа жизни - это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирование характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с этим необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит, как правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника дошкольного учреждения не меньше, чем врач.
Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой внутренней мотивации на здоровье.
Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-гигиенических, экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил гигиены, включает и полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности в целом.
В работе учителя-логопеда формирование культуры здоровья происходит в ходе изучения лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Моя семья», «Тело человека», «Зима», «Весна», «Осень», «Лето» и др.
Работа над данными лексическими темами позволяет расширить у дошкольников знания о себе, своём имени, фамилии, возрасте, наследственных особенностях организма, телесложения, походке, реакции на некоторые продукты питания; рассказать, для чего нужно сердце, почему оно стучит, для чего нужны уши, глаза, как мы двигаемся, дышим, общаемся с другими людьми, даё т возможность представлять в общих чертах развитие человека: младенец, дошкольник, школьник, мама, бабушка, различать половую принадлежность по внешнему облику.
Дошкольники учатся бережно относиться к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их нормального функционирования. «У меня есть замечательный помощник—скелет, он помогает мне стоять, сидеть и защищает внутренние органы: сердце, печень, лёгкие от повреждений, поэтому нужно его беречь, учиться правильно падать на лыжах, на коньках».
Формирование культуры здоровья включает в себя знакомство с разными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На примерах литературных героев можно показать способы заботы о своём здоровье, организме, беседовать о режиме активности и отдыха, необходимости планировать своё время, об оздоровительной гимнастике, прогулке при любых погодных условиях, осознанно выполнять физические упражнения, понимая их значимость для здоровья.
Ребёнок узнаёт, что на улице нельзя бросаться камнями и снежками, ходить около домов во время таяния снега (могут сорваться сосульки); нельзя дразнить животных, нужно остерегаться бездомных собак и кошек.
Формируется система представлений о культуре быта человека; происходит знакомство с основными правилами этикета, поведения, питания, общения за столом.
Педагоги ДОУ должны обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников, а также способствовать его укреплению и формированию привычки здорового образа жизни.
В ходе организации ежедневного коррекционного процесса учитель-логопед следит за формированием правильной осанки (путем постоянных напоминаний о посадке, проведением разных комплексов упражнений, чередует позы обучающихся в зависимости от вида учебной деятельности).
Систематически проводятся физкультминутки, рразработаны комплексы упражнений для снятия статического напряжения с мышц тела, для коррекции осанки
Оздоровительные минутки включают в себя:
– массаж ушных раковин (аурикулотерапия – система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма. Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга);
– точечный массаж кистей рук (элементы су-джок теранпии. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм);
– зрительную гимнастику – комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушения зрения (упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, по методике Базарного В. Ф., упражнения для профилактики зрительного утомления. Они проводятся в течение 1-2 минут в сопровождении релаксационной музыки после выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия.
В ход НОД обязательно включается дыхательная гимнастика (для формирования физиологического и речевого дыхания).
Особое внимание уделяется развитию:
– мелкой моторики (пальчиковые игры, выкладывание фигур из спичек, работа с пуговицами, с мелкими буквами, с другим раздаточным материалом; упражнения, включающие в себя качественное закрашивание фигур цветными карандашами);
– общей моторики:
• динамические упражнения с речевым сопровождением
• игры с мячом
– так же проводятся кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, повышающие стрессоустойчивость, улучшающие мыслительную деятельность, способствующие улучшению памяти и внимания, облегчающие процесс чтения и письма. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Цепочка», «Лезгинка», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Замок», а также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
К вопросу формирования культуры здорового образа жизни дошкольников, необходимо подходить комплексно, привлекая родителей детей и всех специалистов дошкольного учреждения.