Ольга Викторовна Козлова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАС В УСЛОВИЯХ ДОУ
Козлова О. В.
HEALTH-SAVING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN OF RACES IN THE CONDITIONS OF DOE
Kozlova O.V.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме содержания работы с детьми с расстройством аутистического спектра с использованием ряда здоровьесберегающих технологий, направленных на оказание эффективной психолого-педагогической помощи в ходе реабилитации.
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Annotation. The report is devoted to the actual problem of the content of work with children with autism spectrum disorder using a number of health-saving technologies aimed at providing effective psychological and pedagogical assistance during rehabilitation.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, музыкотерапия, РАС.
Keywords : health-saving technologies, music therapy, RAS.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и возможности детей, в том числе с РАС.
Расстройство аутистического спектра — это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных, и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.
В работе с детьми с РАС необходимо применение здоровьесберегающих технологий.
Дети с РАС требуют особого подхода при организации и сопровождении их реабилитации. Вопрос выбора здоровьесберегающих технологий для дошкольника с РАС решается всегда индивидуально, с учетом группы аутизма (по классификации О. В. Никольской, исходя из варианта и выраженности имеющегося нарушения, особенностей поведения и адаптации, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений.
В реабилитационной работе с детьми с РАС в нашем ДОУ применяются методы, относящиеся к здоровьесберегающим технологиям : музыкальная терапия, визуальная поддержка, гашение, подсказка, обучение отдельными блоками, подкрепление, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, пальцевая гимнастика и другие. Они направлены на эффективную социализацию и коммуникацию, коррекцию сопутствующих речевых и когнитивных нарушений.
Здесь будет рассмотрен метод музыкальной терапии, как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.
Музыкальная терапия — это профессиональное применение музыки и ее элементов в образовательных условиях с детьми, в целях улучшения качества жизни и оптимизации их физического, социального, коммуникативного, эмоционального, интеллектуального и духовного здоровья и благополучия.
Музыка - это психологический прием, в основе которого лежит воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Музыка представляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению, помогает исследовать новую сторону себя и окружающего мира.
Музыка используется в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми, на индивидуальных, групповых занятиях, а также при удовлетворении индивидуальных потребностей ребенка в слушании музыки или выполнении движений.
Использование музыки способствует построению у детей социальных навыков взаимодействия, двустороннему общению со взрослыми и сверстниками. Повышает развитие языковых навыков (понимание речи, развитие орального праксиса). Помогает бороться с сенсорными проблемами, фокусирует внимание и помогает перенаправить самовосстнавливающее поведение в сторону социально подходящего поведения. Музыка помогает детям выражать эмоции в движении, танце, петь или шуметь.
Оба полушария мозга используются для обработки музыки, что позволяет стимулировать когнитивную функцию. Особенно эффективно показала себя методика музыкальной терапии при адаптации детей к ДОУ и формировании социального взаимодействия, навыков коммуникации. Танцы под музыку помогают детям выражать эмоции и уменьшить самостимулирующее поведение, помогают познать свое тело и способствуют развитию навыков координации, коррекции нарушений вестибулярной и проприоцептивной систем. У детей уменьшается беспокойство, увеличивается объем понимаемой речи, уменьшаются вокальные стереотипии, увеличивается взаимодействие со сверстниками.
Во время прослушивания песен-потешек, дети повторяют жесты или хлопают в ладоши (сначала с физической поддержкой взрослого). Изучение простых ритмических паттернов через игру на ударных инструментах (барабан, ложки) помогает детям увеличить фокус и память, у них формируются навыки визуализации, моторной имитации, зрительно-моторной координации, коммуникации.
Методы, используемые в работе с детьми с РАС :
• Импровизация: использование музыкальной импровизации с определенной терапевтической целью, облегчающей реакцию и взаимодействие.
• Пение: вокализировать слова или звуки в музыкальных тонах для использования запоминания, в качестве контроля эмоций и поведения.
• Воспитательные/ учебные песни для ознакомления с основными понятиями и концепциями: вверх/вниз; лево/право, громкий/тихий, стоп/ход, наименование частей тела, формирование разделенного внимания, цвета, цифры и т. д., в том числе с использованием визуальной поддержки (ИКТ).
Формы музыкальной терапии:
• Рецептивная (пассивная) музыкотерапия (восприятие музыки в терапевтических целях).
• Активная музыкотерапия представляет собой одну из форм невербальной терапии, основанной на использовании музыкальных инструментов в ходе индивидуального или группового занятия.
• Интегративная музыкотерапия — вид арт-терапии, соединяющий воздействие музыки с другими видами творчества (продуктивные виды деятельности).
Нами были отмечены положительные эффекты использования музыкотерапии в работе с детьми с РАС :
• оказывает успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
• замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
• улучшается речевая функция, внимание, память, мелкая моторика;
• улучшается сенсомоторная функция;
• повышает художественно-эстетическую потребность ребенка в самореализации;
• регулирует отклонения в психоэмоциональной сфере;
• помогает в преодолении сложностей в социальной адаптации.
Практика показала, что применение данного метода не желательно если у ребенка с РАС гиперакузия. Сверхчувствительность к звукам может причинить боль и навредить ребенку.
Музыкальные произведения, используемые для слушания:
• сонаты Вольфганга Амадея Моцарта (ненавязчивое, успокаивающее действие, положительно влияет на мозг детей, наполняет энергией и заставляет мозг реагировать на звуковые частоты.
• русские народные песенки и потешки;
• песни из популярных мультфильмов;
• песни Е. Железновой
Музыка - это универсальный язык, который позволяет ребенку с РАС общаться с окружающим миром.
Литература:
1. Гринспен, Стенли. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. -6-е изд. / Стенли Гринспен, Серена Уидер. - М. : Теревинф, 2022.-512 с.
2. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 208 с.
3. Тихонова Е. В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников [Текст] : Учебное пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2011. – 84с.
4. Мы друг другу рады! : Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. / Е. Н. Котышева. –СПб. : КАРО, 2013. – 192с.