Приложение МААМ

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с РАС в ДОУ

Ольга Викторовна Козлова
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАС В УСЛОВИЯХ ДОУ

Козлова О. В.

HEALTH-SAVING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN OF RACES IN THE CONDITIONS OF DOE

Kozlova O.V.

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме содержания работы с детьми с расстройством аутистического спектра с использованием ряда здоровьесберегающих технологий, направленных на оказание эффективной психолого-педагогической помощи в ходе реабилитации.

Темочки:

Annotation. The report is devoted to the actual problem of the content of work with children with autism spectrum disorder using a number of health-saving technologies aimed at providing effective psychological and pedagogical assistance during rehabilitation.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, музыкотерапия, РАС.

Keywords : health-saving technologies, music therapy, RAS.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности и возможности детей, в том числе с РАС.

Расстройство аутистического спектра — это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных, и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.

В работе с детьми с РАС необходимо применение здоровьесберегающих технологий.

Дети с РАС требуют особого подхода при организации и сопровождении их реабилитации. Вопрос выбора здоровьесберегающих технологий для дошкольника с РАС решается всегда индивидуально, с учетом группы аутизма (по классификации О. В. Никольской, исходя из варианта и выраженности имеющегося нарушения, особенностей поведения и адаптации, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений.

В реабилитационной работе с детьми с РАС в нашем ДОУ применяются методы, относящиеся к здоровьесберегающим технологиям : музыкальная терапия, визуальная поддержка, гашение, подсказка, обучение отдельными блоками, подкрепление, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS, пальцевая гимнастика и другие. Они направлены на эффективную социализацию и коммуникацию, коррекцию сопутствующих речевых и когнитивных нарушений.

Здесь будет рассмотрен метод музыкальной терапии, как составляющая часть здоровьесберегающих технологий.

Музыкальная терапия — это профессиональное применение музыки и ее элементов в образовательных условиях с детьми, в целях улучшения качества жизни и оптимизации их физического, социального, коммуникативного, эмоционального, интеллектуального и духовного здоровья и благополучия.

Музыка - это психологический прием, в основе которого лежит воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Музыка представляет детям возможность общаться с другими, испытывать новые формы расслабления, способствует самовыражению, помогает исследовать новую сторону себя и окружающего мира.

Музыка используется в режимных моментах, в совместной деятельности с детьми, на индивидуальных, групповых занятиях, а также при удовлетворении индивидуальных потребностей ребенка в слушании музыки или выполнении движений.

Использование музыки способствует построению у детей социальных навыков взаимодействия, двустороннему общению со взрослыми и сверстниками. Повышает развитие языковых навыков (понимание речи, развитие орального праксиса). Помогает бороться с сенсорными проблемами, фокусирует внимание и помогает перенаправить самовосстнавливающее поведение в сторону социально подходящего поведения. Музыка помогает детям выражать эмоции в движении, танце, петь или шуметь.

Оба полушария мозга используются для обработки музыки, что позволяет стимулировать когнитивную функцию. Особенно эффективно показала себя методика музыкальной терапии при адаптации детей к ДОУ и формировании социального взаимодействия, навыков коммуникации. Танцы под музыку помогают детям выражать эмоции и уменьшить самостимулирующее поведение, помогают познать свое тело и способствуют развитию навыков координации, коррекции нарушений вестибулярной и проприоцептивной систем. У детей уменьшается беспокойство, увеличивается объем понимаемой речи, уменьшаются вокальные стереотипии, увеличивается взаимодействие со сверстниками.

Во время прослушивания песен-потешек, дети повторяют жесты или хлопают в ладоши (сначала с физической поддержкой взрослого). Изучение простых ритмических паттернов через игру на ударных инструментах (барабан, ложки) помогает детям увеличить фокус и память, у них формируются навыки визуализации, моторной имитации, зрительно-моторной координации, коммуникации.

Методы, используемые в работе с детьми с РАС :

Импровизация: использование музыкальной импровизации с определенной терапевтической целью, облегчающей реакцию и взаимодействие.

Пение: вокализировать слова или звуки в музыкальных тонах для использования запоминания, в качестве контроля эмоций и поведения.

• Воспитательные/ учебные песни для ознакомления с основными понятиями и концепциями: вверх/вниз; лево/право, громкий/тихий, стоп/ход, наименование частей тела, формирование разделенного внимания, цвета, цифры и т. д., в том числе с использованием визуальной поддержки (ИКТ).

Формы музыкальной терапии:

• Рецептивная (пассивная) музыкотерапия (восприятие музыки в терапевтических целях).

• Активная музыкотерапия представляет собой одну из форм невербальной терапии, основанной на использовании музыкальных инструментов в ходе индивидуального или группового занятия.

• Интегративная музыкотерапия — вид арт-терапии, соединяющий воздействие музыки с другими видами творчества (продуктивные виды деятельности).

Нами были отмечены положительные эффекты использования музыкотерапии в работе с детьми с РАС :

• оказывает успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;

• замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

• улучшается речевая функция, внимание, память, мелкая моторика;

• улучшается сенсомоторная функция;

• повышает художественно-эстетическую потребность ребенка в самореализации;

• регулирует отклонения в психоэмоциональной сфере;

• помогает в преодолении сложностей в социальной адаптации.

Практика показала, что применение данного метода не желательно если у ребенка с РАС гиперакузия. Сверхчувствительность к звукам может причинить боль и навредить ребенку.

Музыкальные произведения, используемые для слушания:

• сонаты Вольфганга Амадея Моцарта (ненавязчивое, успокаивающее действие, положительно влияет на мозг детей, наполняет энергией и заставляет мозг реагировать на звуковые частоты.

• русские народные песенки и потешки;

• песни из популярных мультфильмов;

• песни Е. Железновой

Музыка - это универсальный язык, который позволяет ребенку с РАС общаться с окружающим миром.

Литература:

1. Гринспен, Стенли. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. -6-е изд. / Стенли Гринспен, Серена Уидер. - М. : Теревинф, 2022.-512 с.

2. Исханова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 208 с.

3. Тихонова Е. В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников [Текст] : Учебное пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского [Электронный ресурс]. – Екатеринбург, 2011. – 84с.

4. Мы друг другу рады! : Музыкально-коррекционные занятия для детей дошкольного возраста. / Е. Н. Котышева. –СПб. : КАРО, 2013. – 192с.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии» Разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий во многом обусловлены поиском путей совершенствования здоровьесберегающей деятельности.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием»Мастер-класс с детьми для родителей «Здоровьесберегающие технологии в группе с заиканием» Цель занятия: «Повышение педагогической грамотности родителей по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста». Задачи:.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с РАС в ДОУ
Опубликовано: 1 ноября 2023 в 15:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с РАС в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Козлова (УИ 228327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД