Ольга Викторовна Меркулова
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя.
Муз. Руководитель Меркулова О. В.
Благополучие нашего общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние. О лечебной силе музыкальных звуков писали еще древнегреческие мудрецы. Они считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Еще тысячу лет назад Авиценна лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Музыкально-оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.
Таким образом, музыка - это одно из средств физического развития детей.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников используются современные здоровьесберегаю-щие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Слушание музыки и разучивание текстов песен перемешивается с пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, фонопедические и оздоровительные упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах, а танцевальную импровизацию совмещаем с музыкотерапией.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих музыкально-оздоровительных технологий:
• Дыхательная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Музыкально-ритмические движения.
• Вокалотерапия.
• Массаж.
• Артикуляционная гимнастика.
• Релаксация.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на:
• обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствуют восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• исправляет развитые в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Пальчиковая гимнастика.
Позволяет разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Она развивают речь ребенка, двигательные качества, повышает координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяет пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Вокалотерапия.
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
• Звук «А-а-а» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.
• Звук «И-и-и» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
• Звук «У-у-у» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
• Звук «М-м-м» (с закрытым ртом) снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Релаксация. Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности
Вывод.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и
неосложненное развитие.