Елена
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ограниченными физическими возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ограниченными физическими возможностями : с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Актуальность.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. В её решении принимают непосредственное участие воспитатели, психологи, логопеды, дефектологи и медицинский персонал. В современных условиях проблема чрезвычайно остра, т. к. в последние годы в России наблюдается стойкое снижение количества здоровых детей и увеличение количества детей с ограниченными физическими возможностями.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ограниченными физическими возможностями» размещена в разделах
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, родившихся с церебральной патологией, при этом детский церебральный паралич занимает первое место в структуре детской инвалидности по неврологическому профилю. Частота его проявлений от 5 до 9 на 1000 новорождённых в разных регионах нашей страны (по данным Международного университета семьи и ребёнка имени Рауля Валлберга).
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы педагогов ДОУ здоровьесберегающих технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Но очевидно, что задача дошкольного учреждения предполагает не только охрану жизни детей, но и формирование у них потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями в области здоровья.
Наше дошкольное учреждение работает с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Основную часть этих детей составляют дети, страдающие детским церебральным параличом.
Дети с такой патологией в дошкольном возрасте, как правило, отстают в психофизическом развитии. Органическое поражение головного мозга проявляется у них в инертности психических процессов, снижении активности и работоспособности. Неполноценность контактного восприятия при поражениях рук оказывает негативное влияние на развитие дистантного (зрительное, слуховое) восприятия. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения и слуха. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, что ограничивает кругозор ребенка и затрудняет дальнейшее речевое развитие. У детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении, малый объём памяти.
Успешное овладение ребенком речевой функциональной системой предполагает и овладение им продуктивными видами деятельности, способствующими сенсорному и умственному развитию. Овладение и расширение репертуара предметных действий способствует уточнению, обогащению и систематизации словаря, расширению представлений об окружающем. В рамках игровой и предметной деятельности у ребенка формируются навыки общения, продуктивного коммуникативного поведения, а, следовательно, формируется диалогическая и монологическая речь.
Основополагающие принципы коррекционно-педагогической деятельности, с использованием здоровьесберегающих технологий направлены на сбережение и укрепление здоровья воспитанников :
-создание развивающей среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов коррекционно-образовательного процесса (атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход);
-обеспечение творческого характера образовательного процесса;
-формирование мотивации образовательной деятельности;
-построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций (переход от совместных действий с педагогом к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым, автоматизированным);
-осознание ребенком успешности в любых видах деятельности (создание ситуации успеха);
-принцип рациональной организации двигательной активности;
-обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, предупреждение переутомления детей);
-принципа учета системного строения высших психических функций.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в обучении детей с ограниченными физическими возможностями, имеют особую структуру.
К основным компонентам здоровьесберегающих технологий относят :
-аксиологический компонент – педагогический процесс, направленный не только на обучение специальным знаниям, но и на воспитание, и формирование ценностно-ориентированных установок на здоровьесбережение и здравотворчество;
-гносеологический компонент, связанный с приобретением знаний и умений, необходимых для сохранения собственного здоровья;
-эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива;
-экологический компонент формирует умения и навыки адаптации к экологическим факторам;
-физкультурно-оздоровительный компонент, направленный на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Здоровьесберегающие технологии выполняют следующие функции:
-формирующую, которая осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности (наследственность, обстановка в группе, в семье и т. д.);
-информативно-коммуникативную, которая обеспечивает преемственность традиций и ведение здорового образа жизни, сохраняет ценностные ориентации;
-диагностическую – осуществляет мониторинг развития воспитанников на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога, учитывая природные возможности каждого ребёнка;
-адаптивную – обеспечивает адаптацию дошкольников к социально-значимой деятельности.
Технология достижения цели :
Подбор методов и приёмов, различных здоровьесберегающих технологий осуществляется с учётом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников специальных коррекционных групп. Последовательность включения таких технологий в занятия изменяется согласно календарно-тематическому планированию. При этом учитывается:
-обстановка и гигиенические условия в группе, в кабинете, рациональность освещения помещения для занятий, наличие/отсутствие монотонных звуков, раздражителей;
-число видов образовательной деятельности их продолжительность, частые смены одного вида деятельности другим;
Здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности:
-физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика как элементы двигательной активности используются для снятия статического напряжения, повышения работоспособности, переключения с одного вида деятельности на другой
-элементы самомассажа стимулируют работу внутренних органов;
-релаксация, мимическая гимнастика способствуют созданию благоприятного психологический климата на протяжении всего занятия.
-упражнения для развития речевого дыхания, необходимы для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
-пальчиковая гимнастика, позитивно влияет и на развитие интеллекта детей.
-кинезеологические упражнения активизируют работу головного мозга и способствуют развитию межполушарного взаимодействия;
Постепенно включаются в каждое занятие различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, таким образом, создаётся необходимая атмосфера, снижающая напряжение и позволяющая использовать время занятия более эффективно. Эти элементы можно повторять на нескольких занятиях, в чередовании или подряд.
Все виды самомассажа, гимнастика для глаз, упражнения на развитие дыхания проводятся, согласно методикам, существующих научно обоснованных оздоровительных систем.
Занятия с использованием здоровьесберегающих технологий не требуют специально подготовленных пособий. Игрушки можно заменить иллюстрациями из книги, оздоровительную паузу проводить совсем без наглядного материала, включив воображение ребёнка. Все упражнения выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Эмоциональная поддержка способствует созданию положительного отношения ребёнка к деятельности.
В работе с детьми с ограниченными физическими возможностями необходимо придерживаться следующих правил.
Не сковывать, а освобождать.
Не сдерживать, а поддерживать.
Не сгибать, а распрямлять.
Полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.
Дети с церебральным параличом представляют сложную группу аномальных детей, поэтому коррекционная работа с детьми должна продолжаться длительно с целью постоянного воздействия на процессы формирования и развития речи, психических и познавательных процессов, обеспечение максимально полной социальной адаптации ребёнка.