Марина Остапчук
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе увеличивается количество детей, имеющих те или иные отклонения, в том числе и разнообразные нарушения речи. Как правило, нарушения речи сопровождаются неречевой симптоматикой. У таких детей могут наблюдаться двигательные расстройства, в виде нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики, повышенная тревожность, утомляемость, с -м. дефицита внимания и т. д.
Поэтому технологии, направленные на сохранение и укрепления здоровья детей с нарушениями речи являются одной из важнейших задач стоящих перед учителем-логопедом.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии позволяют :
Создать благоприятный климат и рациональный режим для детей с нарушением речи;
Сохранить здоровье детей и повысить двигательную активность, умственную работоспособность;
Сформировать все компоненты речевой деятельности (фонематические функции, звукопроизношение, просодика, лексико-грамматический строй, связная речь);
Развить неречевые функции (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, моторику и т. д.)
В своей работе использую разнообразные здоровьесберегающие технологии : артикуляционная гимнастика, бионергопластика, дыхательная гимнастики. фонетическая ритмика, логоритмика, гимнастика для глаз, логопедический массаж, самомассаж, су-джок, психогимнастика гимнастика.
При отборе и использовании в работе с детьми здоровьесберегающих технологий опираюсь на следующие принципы:
• Соответствие возрастным индивидуальным особенностям.
• Систематичности и последовательности.
• Комплексного воздействия на все анализаторы.
• Совместного воздействия педагогов и родителей.
Здоровьесберегающие технологии применяются не только на коррекционных занятиях, но в течение дня всеми педагогами, включая в режимные моменты и в непрерывную образовательную деятельность.
Дыхательная гимнастика -это система упражнений направленная на оздоровление организма. Она способствует насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, нормализуют и улучшает психоэмоциональное состояние организма, обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
В своей работе применяю систему дыхательных упражнений, дыхательные игры-тренажеры: «Кто под листиком?», «Какой лист?»«Звуковые трубочки»,«Художники»,«Мыльные пузыри», «Фокус».«Сдуй лишний предмет»,«Фасолевые гонки». Много интересных упражнений на дыхание дети выполняют на интерактивном столе «Интошка».
Самомассаж и Су-джок-терапия, проводимый самим ребёнком с помощью рук, позволяет изменить состояние мышц и нормализовать их тонус.. Стимуляция биологически активных точек повышает активность макрофагов, усиливает фагоцитоз, влияет на синтез антител, нормализует подвижность нервных процессов, состояние гипоталамо-гипофизарной системы и повышает адаптационные возможности организма. Применяя самомассаж и Су-джок-терапию в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей
Фонетическая ритмика -система двигательных упражнений, в которых
различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук, артикуляционного аппарата.
Применяя фонетическую ритмику в коррекционной работе с детьми мы решаем комплекс задач:
- нормализуем дыхание и учим соблюдать дыхательные паузы;
- развиваем у детей память;
- внимание;
- работаем над правильной артикуляцией звуков
- автоматизируем поставленные звуки изолированно и в речи
- улучшаем голосовые возможности;
- работаем над ударением, ритмом, интонацией;
- улучшаем внятность речи в целом;
- развиваем координацию движений.
По мере изучения звуков, фонетическая ритмика включается как элемент занятия. Начинаем с гласных звуков. Детям показывается, как с помощью рук, движений обозначаются звуки. Например звук «А»- рот широко открыт, руки разводим в стороны, «О»-руки овалом перед собой, с одновременным произнесением звука, «Т»-ударяем указательными пальцами по кулачкам, «стучит молоточек», «У»-руки тянем ото рта перед собой, губы «трубочкой».
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Возможности полноценно заниматься психогимнастикой у логопеда нет, поэтому в своей работе я использую элементы психогимнастики: включаю отдельныеупражнения и игры в занятия, использую как физминутки.
В начале года детям предлагаются игры, позволяющие общаться без слов. Это
помогает обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Дети учатся понимать чувства и эмоции, изображать их,
считывать у других. В дальнейшем это помогает овладеть интонационной выразительностью собственной активной речи.
Психогимнастика легка в применении и универсальна, параллельно с психологическими задачами решается и целый ряд коррекционных :
- развитие просодических компонентов
- моторики;
- фонематического слуха;
- повышение речевой активности;
- увеличению словарного запаса, т. к. перед выполнение всегда предшествует объяснение.
- снятие психоэмоционального напряжения.
- коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
После проведения диагностики, планируется коррекционная работа, создаётся положительного настрой на занятиях. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи.
Знакомство с артикуляционным упражнением проводится по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. Постепенно подключается вторая рука. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья способствует повышению работоспособности воспитанников, активизирует познавательные интересы, обеспечивает успешность ребенка.