Айганым Балаваева
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как мера для сохранения и укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольными учреждениями стоит много образовательных задач, но одной из ключевых всё же является сохранение и укрепление здоровья детей. Для этого в практику работы ДОУ вводятся здоровьесберегающие технологии. Эти комплексные меры направлены на помощь в физическом, психическом, интеллектуальном и социальном развитии каждого ребёнка. Система работы в этой области закреплена в официальных документах, регламентирующих работу дошкольных учреждений, в том числе и ФГОС.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ как мера для сохранения и укрепления здоровья детей» размещена в разделах
До 7 лет каждый ребё нок проходит совершенно неповторимый цикл развития: идёт упорядочение работы всех систем организма, закладка личностных качеств, характера. Вот почему так важно именно в этот период формировать основы навыка здорового образа жизни, в том числе и занятий спортом, физкультурой. Для этого в детских садах используются здоровьесберегающие технологии — комплексы видов и форм деятельности, направленные на укрепление здоровья малышей. Содержание и требования к условиям организации этой работы определены ФГОС.
Подобные меры призваны: организовать условия для сохранения здоровья каждого малыша; воспитывать в сознании ребёнка представления о здоровом образе жизни; формировать системные знания, навыки и умения для заботы о своём здоровье и здоровье окружающих людей; обучить использованию полученных знаний, умений и навыков на практике. В реализацию поставленных целей включены все участники образовательного процесса, а именно: воспитатели, медики, родители и, конечно, сами дети. В связи с этим и отчётность по работе в рамках здоровьесберегающих технологий производится «в круг». Так, воспитатели предоставляют результаты своей работы членам методического совета детского сада. В отчёт входят графики повышения-понижения заболеваемости в группе; сведения о динамике участия детей в тех или иных видах деятельности, связанных с укреплением здоровья; анализ вовлечения родителей в работу по данному вопросу. Медработники, в свою очередь, предлагают отчёты по календарю прививок, профосмотров. И всё эти данные систематизируются заведующей дошкольного учреждения для презентации родителям на собрании и муниципальным властям на регулярных совещаниях работников образования. Таким образом, этот термин в широком смысле — это система обучающих, воспитательно-оздоровительных, профилактических мер, которые претворяются в жизнь в процессе взаимодействия ребёнка с воспитателем, ребёнка с медиком, ребёнка с родителями и детей друг с другом.
Обучение ЗОЖ — важный этап реализации здоровьесберегающих технологий Комбинация взаимодействия всех участников образовательного процесса реализуется в рамках трёх видов здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим практическое значение каждого вида. Сохранение и стимулирование здоровья. Эта технология должна пониматься шире, чем просто закаливание. Кроме того, что дети получают профилактику хронических заболеваний, есть ряд приёмов, которые позволяют развивать у детей гибкость, пластичность и музыкальный слух, так как в основном занятия проходят под музыку. Кроме того, в рамках этой технологии ребята знакомятся с приёмами гимнастики для глаз, пальцев, органов дыхания, что будет полезно и во время обучения в школе. Приёмы данной технологии учат малышей работать в группе, что важно для формирования адекватных взаимоотношений в коллективе. Обучение здоровому образу жизни (ЗОЖ). Задача здоровьесберегающих технологий не только в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребёнка, но и в том, чтобы научить малыша самому заботиться о себе. В этом помогут приёмы, которые вовлекают ребят в систематическую работу над собой, при этом важно, чтобы карапузы видели пример взрослых. Чаще всего эти методы работы предполагают занятия на свежем воздухе, поэтому важно, чтобы в детском саду была достаточная материально-техническая база (турники, лесенки и т. д). Медико-профилактическая технология. В отличие от вышеперечисленных, в списке приёмов этой технологии всего один пункт : регулярные осмотры малышей специалистами (хирургом, окулистом, лором, стоматологом, терапевтом, а также ежедневный осмотр медицинского работника детского сада. На основании этих данных, штатный врач учреждения составляет индивидуальные карты на каждого малыша, позволяющие сделать целостную картину состояния здоровья каждого ребёнка. Коррекция. Эти приёмы работы не так давно были скорее исключением из правил организации образовательного процесса в детских садах. Достаточно вспомнить, каких трудов стоило родителям лет 5–10 назад устроить малыша в логопедическую группу. Сейчас же в каждой группе дошкольного учреждения проводятся коррекционные или профилактические (для тех ребят, у которых проблем нет) занятия. Это касается и занятий с детьми, имеющими проблемы с опорно-двигательным аппаратом, расстройствами психики и т. д. Также занятия в рамках коррекционной технологии помогают регулировать психо-эмоциональное состояние детей, то есть, попросту говоря, улучшить настроение и придать бодрости. Валеологическое просвещение родителей. Плакаты, стенгазеты, беседы, различные конкурсы и личный пример воспитателя — это основные приёмы технологии. При этом особого внимания заслуживает последний — личный пример. Да, действительно, если в группе закаливания воспитатель сам не поддерживает подобные здоровьесберегающие методики, то не стоит надеяться, что родители будут отдавать ему в руки своих карапузов. Скорее всего, они также откажутся от закаливания.
Для каждой технологии есть определённый набор приёмов (упражнений) её реализации. Важно понимать, что только комбинация упражнений ВСЕХ видов технологий позволит добиться целей, описанных в ФГОС. При этом от возраста детей зависит использование только некоторых приёмов. Например, подготовка проекта «Азбука здоровья» в рамках технологии обучения ЗОЖ будет осознанной в средней и старшей группах, а для младшей группы вполне достаточно рассматривания картинок, на которых изображены дети, выполняющие физические упражнения или занимающиеся закаливанием. В целом же воспитатель должен включить максимальное количество упражнений из каждой технологии в план ежедневных занятий с детьми. Эти комбинации реализуются исходя из рекомендаций ФГОС, а также задач, принятых рабочей программой детского сада. Для осуществления работы потребуется определённая материально-техническая база. Усреднённый «комплект» включает зал для занятий физкультурой (с матами, брусьями, турником и т. д.); шведские стенки (желательно в каждой группе или хотя бы в спортивном зале); умывальники (особенно если речь идёт о группе закаливания); уголок здоровья с картинками, наглядными пособиями по ЗОЖ и пр.
Приёмы для сохранения и стимуляции здоровья
Закаливание. Это довольно обширный комплекс мер для приучения детей к разным условиям окружающей среды. Среди наиболее популярных — сон при открытых форточках, умывание и обливание рук холодной водой.
Занятия ритмопластикой. Суть упражнений сводится к тому, что дети выполняют наклоны, повороты, приседания и т. д. под музыку. Таким образом, развиваются слух, чувство ритма, формируется правильная осанка, а также дети становятся более пластичными.
Подвижные паузы. Эти приёмы применяются в процессе образовательной деятельности для того, чтобы малыши не утомлялись. Среди них особое место занимают гимнастика для глаз (выполняем движения глазами влево-вправо, вверх-вниз, закрываем глазки и повторяем движения, или рассматривание картинок «Найди 3/5/10 отличий» и т. д, пальчиковая гимнастика (см. статью «Интересные примеры пальчиковой гимнастики как средства обучения и развития дошкольников», дыхательная гимнастика (дети выполняют движения руками, туловищем на вдохе или на выдохе т. д).
Подвижные игры. В этот блок включаются упражнения с мячом (перебрасывание друг другу, например, прыжки на скакалке (для детей старшей группы, различные эстафеты и пр. Бодрящие упражнения. Как правило, проводятся после дневного сна. Включают умывание, потягивания, наклоны, повороты туловищем и пр.
Релаксация. У этой группы упражнений очень важная цель: научить малышей управлять своими эмоциями. Проводятся под музыку Рахманинова, Моцарта, Чайковского или звуки природы. Например, «Послушай своё тело» : дети закрывают глаза и по команде взрослого поднимают попеременно руки, ноги, выполняют повороты головы, представляют, как на берег набегают волны (льёт дождь) и т. д.
Приёмы для обучения ЗОЖ
Гимнастика по утрам. Не все родители, спешащие на работу, успевают сделать с малышом утреннюю гимнастику, совершенно необходимую для пробуждения ребёнка. Так что начало каждого дня в детском саду ознаменовывается 8–10 минутами выполнения простых движений конечностями, туловищем под ритмичную музыку. Занятия физкультурой. ФГОС закреплено проведение 3 уроков физической культуры в неделю, где педагог подбирает подходящие упражнения для реализации целей конкретного занятия, используя при этом рекомендации программы образования для детского сада. Познавательные занятия «Азбука здоровья». Только включение ребёнка в процесс воспитания культуры здоровья может дать необходимые результаты. Поэтому в план методических мероприятий с группой включаются индивидуальные (например, беседа в старшей группе) и групповые (например, в средней группе подготовка стенгазет, проектов, рисунков «Мой организм — единое целое», «Как работает тело человека» и т. д.) формы работы.
Самомассаж. Это весёлые стишки, которые иллюстрируются движениями. Например, для растирания ладошек «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони — Очень холодно зимой, Мё рзнут ручки: ой, ой, ой! Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть).
Отдых. Причём активный, то есть проведение спортивных соревнований (например, «Мама, папа, я — спортивная семья»). Важный нюанс: в этих играх нужно использовать только те движения, упражнения, которыми малыши владеют в совершенстве. Именно в этом случае, у них появится возможность проявить также артистизм, эстетичность движений.