Ольга Пономаренко
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья о здоровьесберегающих технологиях предназначена
для воспитателей, а также других сотрудников детских садов, использующих
их в воспитательном процессе. В данной работе описаны виды здоровьесберегающих технологий, их актуальность, а также то, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ. Цель статьи – раскрыть смысл необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.
Публикация «Консультация „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: эффективность образования, индивидуальный подход,
культура здоровья, профессиональная компетентность педагогов, здоровьесберегающие образовательные технологии, оздоровительная направленность. Повышение эффективности обучения является основной целью деятельности любого образовательного учреждения. Это возможно при условии сохранении и укреплении состояния здоровья детей и тогда мы можем влиять на эффективность образования. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов,
подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной ра-
ботой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по
обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья уча-
щихся. На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровьесберегающих технологий?
На сколько они открыты сотрудничеству с медиками?
Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные дей-
ствия по сохранению и укреплению здоровья детей?
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставлен-
ные вопросы.
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укреп-
ление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой». Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».
Во-вторых, имеет место «забалтывание» проблемы здоровья. Существует
такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше.
Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.
В-третьих, можно констатировать сужение понятия «здоровье». Существует
более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея
в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от про-
граммы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоро-
вьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических техноло-
гий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут
сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.