Оксана Захарова
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Исходя из этого, одно из приоритетных направлений педагогической деятельности являются здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении – это технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Системность дошкольного образования и поэтапная реализация поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей.
В воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие технологии направлены на :
1) стимулирование и сохранение здоровья;
2) обучение здоровому и правильному образу жизни;
3) коррекцию состояния детей.
1. В своей работе, решая задачу стимулирования и сохранения здоровья детей, мы используем пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, динамические паузы во время занятий, подвижные игры.
Пальчиковая гимнастика оказывает положительное влияние на функционирование речевых зон коры головного мозга, тем самым способствуя развитию концентрации внимания, памяти и мышления.
Гимнастика для глаз направлена на профилактику нарушения зрения, оказывает общее оздоровление зрительного аппарата: предупреждает утомление, снятие напряжения, укрепление глазных мышц. Также этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребенка - мозг лучше перерабатывает информацию, полученную с помощью зрения. Во время занятий мы используем следующие приемы: --
- движения глаз вверх - вниз;
- движения глаз влево - вправо;
- круговые движения глазами;
- зажмуривание глаз;
- моргание и т. д.
Дыхательная гимнастика. Упражнения на дыхание также способствуют укреплению здоровья детей. Это профилактика простудных заболеваний. Используя дыхательные упражнения в своей практике, мы способствуем поднятию общего жизненного тонуса и укреплению психофизического здоровья дошкольников, что обеспечивает правильное их развитие. Необходимо формировать правильное дыхание у детей, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью.
В качестве дыхательной гимнастики хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе дети делать движения руками, изображающие езду поезда и при этом произносят слова. Также хорошо выполнять наклоны в стороны на вдох и выдох. Еще одно упражнение, которое полюбилось детям – «часики» : детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
Динамические паузы во время занятия (физкультминутки). Динамические паузы предупреждают утомление, восстанавливают умственную работоспособность, через возбуждение участков коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности и дают отдых тем участкам, которые работали.
Благодаря физкультминуткам, у детей улучшается кровообращение, расслабляются мышцы и нервная система. Дети получают положительные эмоции, в связи с чем повышается интерес к занятиям. На занятиях мы используем танцевальные физкультминутки (дети двигаются под музыку популярных детских песен, подражательные физкультминутки (имитируют движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел и т. д., двигательно-речевые физкультминутки (дети показывают движения, соответствующие стихотворению).
Подвижные игры. В детском саду подвижные игры имеют большое значение. Дети удовлетворяют свою потребность в движении, общении друг с другом, и при этом получают необходимую для развития информацию.
2. Обучая детей здоровому и правильному образу жизни, мы используем следующие формы работы: физкультурные праздники и занятия, спортивные эстафеты, а также утреннюю гимнастику.
Занятия по физической культуре формируют необходимые двигательные навыки и умения, развитие физических качеств. Влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить:
- улучшает обмен веществ,
- регулирует состав крови,
- благотворно влияет на физическое и психическое развитие,
- тренирует сердечно-сосудистую систему,
- является профилактикой ряда заболеваний, в том числе и опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и т. д.).
Утренняя гимнастика приучает ребёнка к физическим упражнениям и связывает их с положительными эмоциями, приятными мышечными ощущениями, которые вызывают только жизнерадостность. Ежедневные физические упражнения способствуют вырабатыванию у детей привычки к систематической утренней зарядке и проявлению волевых усилий.
3. К коррекционным здоровьесберегающим технологиям мы относим массажи и терапии (музыкотерапия, изотерапия).
Массаж и самомассаж направлены на снятие нервного напряжения, общее расслабление, улучшение работы внутренних органов и систем жизнедеятельности. Это такие упражнения, как:
• катание одного грецкого ореха, шарика или шишки между ладонями,
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях, танцы, музыкально-ритмические игры, музицирование на музыкальных инструментах.
Изотерапия – это самостоятельный метод арт – терапии, способствует расслаблению нервной системы, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребёнка. В изотерапии мы применяем различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это очень хорошо просматривается и анализируется в течение пятилетнего пребывания ребёнка в детском саду.
Литература:
1. Волошинас Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
2. Емельянова М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки// Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С. 29-33.
3. Зенина, Е. А. Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников// Инструктор по физической культуре – 2018. - №8. – С. 6-20.
Авторы статьи: Захарова Оксана Владимировна
Ибулаева Юлия Альбертовна