Ирина Лебедева
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.
Публикация «Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ» размещена в разделах
Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном образовании здоровьесберегающие технологии – это система мер, которая направлена на сохранение, обогащение и поддержание здоровья, всех участников педагогического процесса детского образовательного учреждения: детей, педагогов, родителей и законных представителей ребенка.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-профuлактические технологии
Физкультурно-оздоровительные
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
Технологии валеологического просвещения родителей
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Здоровьесберегающая технология – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды В Законе об образовании 2013 (федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Образовательные технологии (педагогические) - технологии обучения и воспитания
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми по степени влияния на здоровье детей среди образовательных технологий. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем, связанных с психическим и физическим здоровьем детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) в детском саду – это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель ЗОТ:
- становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
- накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
- обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни (ЗОЖ) и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно распределить в три подгруппы:
Организационно-педагогические технологии.
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан ПиНов;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливание организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.).
Психолого-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Учебно-воспитательные технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр. ;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
В ДОУ чаще всего используют здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям
(педагогические технологии):
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни;
3. Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
Ритмопластика Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста
Гимнастика пальчиковая Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Гимнастика для глаз Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Гимнастика дыхательная Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Гимнастика бодрящая Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика ортопедическая Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Динамические паузы Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Подвижные и спортивные игры Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Самомассаж Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Точечный самомассаж Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Коммуникативные игры Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Психогимнастика Занятия проводятся по специальным методикам 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Биологическая обратная связь (БОС) Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста
Коррекционные технологии
Арттерапия Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы
Технологии музыкального воздействия Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Сказкотерапия Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста
Технологии воздействия цветом Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач
Технологии коррекции поведения Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Фонетическая ритмика Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин
Таким образом, каждая из представленных технологий отличается оздоровительной направленностью, а здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, формирует у дошкольников стремление к здоровому образу жизни. Применение данных технологий в дошкольной образовательной организации направлено на становление осознанного отношения дошкольников к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье, на развитие у них умений оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье, как в детском саду, так и во взрослой жизни.